Самолет И-5

В конце 1920-х годов Н. Н. Поликарпов и Д. П. Гри горович были репрессированы и находились в заклю чении. За рекордные сроки, зимой 1929-1930 годов, при их участии был постро ен прототип компактного одноместного истребителя И-5 с радиальным ПД, полу чивший обозначение ВТ-11 Летчик-испытатель Б.Л. Бух гольц поднял его в воздух 29 апреля 1930 года. На втором прототипе двигатель Gnome-Rhone Jupiter VII заменили на Jupiter VI, который более подходил для малых и средних высот.



Третий прототип, облетанный 1 июля 1930 года, был оснащен радиальным ПД М-15 (советский вариант Jupiter VI) с кольцом Таунен-да. И-5 прошел сравнительные испытания с истребите-лем-бипланом И-б. Последний ранее создавался как замена И-3 и был оснащен радиальным незакапотиро-ванным ПД Gnome-Rhone Jupiter VI. Постройка И-б задержалась из-за ареста Н. Н. Поликарпова, и его первый полет состоялся лишь 30 марта 1930 года.

В результате сравнительных испытаний предпочтение было отдано И-5, как имевшему более надежную конструкцию.
В августе и сентябре 1939 года были построеныи облетаны семь предсе-рийных истребителей И-5, оснащенных радиальными двигателями М-22. И-5 был запущен в серию на заводе ГАЗ-21 в 1932 году. Всего, включая прототипы, построили 803 самолета. Машина оставалась основным советским истребителем до1936 года, когда ее постепенно стали выводить из боевых частей и использовать в качестве учебной.

Небольшое число самолетов И-5 несли нестандартное вооружение из четырех 7,62-мм пулеметов ПВ-1, устанавливавшихся также на штурмовиках И-5ЛШ. Эти самолеты состояли на вооружении частей Черноморского флота еще в 1940 году. Испытывались также двухместные учебные варианты и, кроме того, И-5 был опробован в качестве подвесного истребителя.