Самолет И-180


Прототип одноместного истребителя И-180-1 создавался на основе И-16. Новый самолет имел существенное сходство с предшественником, включая хвостовое оперение, заднюю часть фюзеляжа и компоновку с открытой кабиной. На первый прототип пришлось ставить звездообразный двигатель М-88Р, который обеспечил максимальную скорость 557 км/ч. Прототип отправился в первый полет под управлением Валерия Чкалова 15 декабря 1938 года, но полет завершился катастрофой и гибелью известного летчика. Второй прототип, И-180-2 (Е-2), имел крыло увеличенного размаха и площади и оснащался двигателем М-87 А, который затем заменили на М-87Б. Самолет был облетан в апреле1939    года, он развил скорость 540 км/ч. Машина была рекомендована к серийному производству с мотором М-88, который к тому времени прошел госиспы-тания, однако 5 сентября


1939    года самолет тоже потерпел катастрофу  погиб летчик-испытатель Т. П. Сузи.Следом появился прототип И-1 80-3 (Е-3), который имел усовершенствованную конструкцию и более мощный двигатель М-88Р мощностью 1000 л. с. Самолет был облетан 10 февраля1940    года, но тем же летом во время пилотажа потерпел аварию и был разрушен. Но к тому времени уже была заказана серия из 10 истребителей И-180С — модификации И-180-3 с улучшенными обводами фюзеляжа, закрытой кабиной пилота и крылом измененной конструкции с большим относительным удлинением. Первые три самолета были готовы к апрелю 1940 года и приняли участие в параде 1 Мая 1940 года. И-180С имел размах крыла 10,1 м, максимальную взлетную массу 2675 кг и максимальную скорость 585 км/ч на высоте 7100 м. Для выпуска И-180 крупной серией ОКБ разработало модификацию И-180  эталон 1941 года (Е-5), однако в конце

1940    года И-180 был снят с серийного производства.Следом появился И-185 с новым крылом с профилем NACA 230, щитками-закрылками, предкрылками и с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Ввиду задержек с поставками двигателей М-90 и М-71 первым в воздух 11 января 1941 года поднялся И-185 с двигателем М-81  И-185М-81 (РМ). 8 апреля 1941 года был облетан И-185 с двигателем М-71, а 5 мая 1941 года Н.Н. Поликарпов получил официальное задание на проработку И-185 с мотором М-82 (И-185М-82А), который поднялся в воздух в августе 1941 года.В октябре ОКБ Поликарпова было эвакуировано в Новосибирск, а уже 10 февраля 1942 года на совместные заводские и госиспы-тания были предъявлены И-185М-71 и И-185М-82А.Во время испытаний истребитель И-185 с мотором М-71 развил максимальную скорость 630 км/ч, а с мотором М-82А  616 км/ч.

10 июня 1942 года был облетан И-185М-71 эталон для серийного производства, развивший на заводских испытаниях скорость 667 км/ч. 18 ноября его передали на испытания в НИИ ВВС. В том же месяце в 728-м истребительном авиаполку начались войсковые испытания первых И-185 с моторами М-71 и с М-82А.20    ноября 1942 года в НИИ ВВС начались госиспы-тания И-185М-71 (эталон), самолет пилотировал летчик-испытатель П. М. Стефа-новский. В заключении к акту по результатам госиспы-таний от 29 января 1943 года указывалось: «И-185 с М-71 конструкции тов. Поликарпова, вооруженный тремя синхронными пушками ШВАК-20 с боекомплектом 500 патронов, при запасе горючего 470 кг, является лучшим современным истребителем».21    февраля 1943 года Поликарпов подписал эскизный проект модификаций: И-187М-71 (М-71 Ф) и И-188М-90. Однако 5 апреля 1943 года во время испытаний И-185 М-71 из-за отказа двигателя погиб лет-чик-испытатель В. А. Степан-ченко, а затем по целому ряду причин правительство приняло решение прекратить работы по И-185.