Самолет Henschel Hs 123


Биплан Hs 123 рассматривался в качестве временной меры в ожидании поставки в войска более современного пикирующего бомбардировщика-моноплана. Однако ему пришлось принять активное участие в боях на Европейском ТВД и в тяжелых боях на Восточном фронте. В 1934 году Люфтваффе объявили о требованиях к новому пикирующему бомбардировщику, конкурс на который должен был проводиться в два этапа. И если на втором этапе войска должны были получить современный высокотехнологичный самолет, то на первом этапе главным требованием Люфтваффе была оперативность принятия на вооружение нового самолета. Запрос на предложения в рамках первого этапа был направлен «Henschel» и «Fieseler», обе компании выбрали для своих машин двигатель воздушного охлаждения BMW 132А-3. Оба прототипа были облетаны в начале 1935 года, причем с самого начала Hs 123 VI продемонстрировал лучшие характеристики, чем Fi 98.



Hs 123 VI представлял собой одностоечный полутораплан, двигатель которого был укрыт под капотом типа NACA. На втором прототипе V2 установили новый, более обтекаемый капот меньшего диаметра и с 18 небольшими выколотками — обтекателями головок цилиндров, а третий прототип V3 отличался от предшественника использованием трехлопастного воздушного винта с переставными лопастями, как на первом прототипе, вместо двухлопастного воздушного винта изменяемого шага. Все три прототипа передали для испытаний в Рехлин, где в течение последующих трех недель два из них разбились. После установления причин аварий разработчик усилил конструкцию центроплана и плоскостей, а проволочные расчалки стабилизатора заменил подкосами. Четвертый прототип (V4) на испытаниях показал способность безопасно пикировать под углом до 80°. Первые серийные Hs 123А-1 были переданы заказчику летом 1936 года, первым получателем стала I группа 162-й штурмовой эскадры «Иммельман». Самолеты оснащались двигателями BMW 132Dc, а вооружение включало два пулемета MG 17 в верхней части фюзеляжа, а также 250-кг бомбу под фюзеляжем между основными стойками шасси и четыре 50-кг бомбы на подкрыльевых держателях.

В 1937 году в штурмовых группах Люфтваффе на смену Hs 123 стали поступать самолеты ]и 87. Однако среди командования и в экспертном сообществе Люфтваффе шли дебаты по поводу того, какими характеристиками должны обладать пикирующий бомбардировщик и самолет непосредственной поддержки войск и возможно ли решение данных задач одним самолетом. В конечном итоге было решено, что Ju 87 будет решать задачи, как характерные для пикирующего бомбардировщика, так и для самолета непосредственной поддержки войск. Последствием этого стало прекращение выпуска Hs 123. В виде прототипов были построены также Hs 123В, оснащавшийся мотором BMW 132К с новым капотом, и Hs 123С, имевший дополнительные пулеметы под крылом и бронезаголовник в обтекателе (последний элемент добавили и на строевые Hs 123 А).

В конце 1938 года после Судетского кризиса и раздела Чехословакии авиагруппы непосредственной поддержки войск были расформированы, сохранилась лишь одна, 10-я группа (Schlachtfliegergruppe 10), которая позже стала II группой 2-й эскадры непосредственной поддержки войск. В сентябре 1939 года это была единственная фронтовая часть с Hs 123 — именно она участвовала в нападения 1 сентября 1939 года Германии на Польшу. Вооруженные 50-кг бомбами на подкрыльевых держателях и пулеметами MG17, самолеты 10 суток буквально летали над головами польских кавалеристов, наводя ужас одним своим характерным «рычанием» мотора BMW. Эффективность Hs 123 в Польской кампании оказалась столь высокой, что тут же было принято решение сформировать в составе 2-й эскадры еще одну группу — II (Schlacht)/ LG 2.
Бельгия и Франция В Бельгию 6-я армия Вермахта вошла 10 мая 1940 года. Первым заданием летчиков стал обстрел бельгийских саперов, пытавшихся взорвать мосты через Альберт-канал. Вскоре, миновав Люксембург и Арденны, Hs 123 оказались во Франции и 21 мая были уже в Камбре.

После падения Франции II группа была выведена в Германию и перевооружена на Bf 109Е, однако с началом войны против СССР группа перебазировалась на советско-германский фронт, вошла в состав новой 1-й эскадры непосредственной поддержки войск и вновь пересела на Hs 123. Самолеты, вооруженные либо четырьмя бомбами SC 50 и спаренной 20-мм пушкой MG FF, либо подвешиваемыми под крылом контейнерами по 92 противопехотные мины SC 2 в каждом и подфюзеляжным ПТБ, оказались достаточно эффективными при решении задачи непосредственной поддержки войск. Особенно востребованы были Hs 123 при полетах с фронтовых аэродромов в условиях сильной распутицы, когда грунтовые аэродромы превращались в небольшие болота. Но поскольку подразделение неизбежно несло потери, а новые машины уже не поступали, к середине 1944 года во II группе осталось незначительное количество самолетов Hs 123, и их эксплуатацию прекратили.