Самолет Fokker Dr.I


Создававшийся как противовес самолету Sopwith Tri-plane, Fokker Dr.I был одним из самых маневренных самолетов в мире. Пилотируемые такими асами, как Манфред фон Рихтгофен, немногочисленные Dr.I сбили на Западном фронте огромное количество самолетов Антанты. Вначале Первой мировой войны еще не было опыта создания боевых самоле-тов-истребителей. Часть машин такого класса была выполнена по схеме с толкающим винтом, так как это был единственный способ обеспечить стрельбу вперед. Затем был достигнут определенный прогресс, позволивший пулеметам вести огонь через область, оме-таемую винтом. Сперва для этого использовались мощные отсекатели-накладки на лопастях, а затем появились синхронизаторы, не допускавшие выстрела при прохождении лопасти перед стволом.


К 1916 году наиболее опасными истребителями считались монопланы Fokker серии Е, сочетавшие новые синхронизированные пулеметы с высокой скоростью, позволявшей перехватить практически любого противника. Тем не менее уже зимой 1915-1916 годов монопланы стали редкостью, а конструкторы сосредоточились не только на уже зарекомендовавших себя бипланах, но и на трипланах, и даже квадропланах. Ни один из самолетов с четырьмя крыльями не был принят на вооружение, а вот создание Sopwith Triplane стало настоящим успехом. Представленный экспериментальным отделом фирмы «Sopwith» 28 мая 1916 года, первый триплан практически без изменений сохранил фюзеляж и оперение истребителя Sopwith Pup. Triplane имел ряд характерных черт  три его крыла имели значительно меньшую хорду, чем у Pup, так что при оставшемся неизменным размахе площадь крыла несколько уменьшилась. Использование более мощного 130-сильного (97 кВт) двигателя (вместо 80- или 100-сильного (60 или 75 кВт) у предшественника) делало Triplane заметно быстрее. Крыло с узкой хордой обеспечивало лучший обзор и, кроме того, при выполнении элементов пилотажа уменьшалось смещение центра давления (точки приложения равнодействующих подъемной силы), что благоприятно сказывалось на маневренных характеристиках истребителя.

Грозные Triplane
После поступления Triplane на вооружение германские авиаторы лишились уверенности и хладнокровия. Впервые Triplane широко использовались во время воздушных боев за Аррас в апреле 1917 года. Их успех был настолько велик, что официальный историк писал: «Появление группы Triplane заставляло пилотов противника обратиться в бегство». Когда один Triplane разбился на германской территории, его обломки были изучены до мельчайших деталей. Даже командующий германской авиаслужбой, генерал фон Хоппер, публично хвалил британский истребитель. К весне 1917 года разработчики практически всех основных фирм Германии и Австро-Венгрии (не менее 14) занимались созданием истребителей-трипланов. Но успеха удалось добиться только голландцу Антони Фоккеру. Стремясь обойти конкурентов и изучить Sopwith Triplane, он (практически нелегально) отправил обломки первой такой разбившейся машины на свое предприятие в Шверине.

В июне 1917 года главный конструктор Рейнхольд Платц быстро переделал чертежи разрабатывавшегося тогда истребителя D.VI, который уже 1 июля стал первым взлетевшим в Германии трипланом. Самолет немедленно испытал лейтенант Вернер Фосс, уже ставший к тому времени известным асом. Р. Платц ранее уже создавал необычные истребители-бипланы со свободнонесущим крылом, и тут меньший размах крыла триплана позволил ему обойтись на D.VI без расчалок. Нижнее и среднее крыло крепились к фюзеляжу, а единственными стойками были стойки кабана (в виде перевернутого V), поддерживающие верхнее крыло. Только на нем имелись элероны, в отличие от Sopwith Triplane, имевшего элероны, соединенные легкими тягами, на всех трех крыльях. Оснащенный 110-сильным (82 кВт) ротативным ПД Oberursel Ur.II, триплан D.VI продемонстрировал великолепные летные характеристики, хотя перед отправкой в Венгрию в августе размах его верхнего крыла был увеличен. Для устранения легкой вибрации крылья в районе законцовок соединили легкими деревянными I-образными стойками обтекаемой формы. Вооружение состояло из двух 7,92-мм синхронизированных пулеметов LMG 08/15.

Совершенствование схемы

D.VI, часто ошибочно называемый V 3, стал предшественником первого самолета фирмы «Fokker» с обозначением V (от Versuchs  экспериментальный)  V4. Два триплана V 4 с компенсированными элеронами на законцовках крыла были заказаны 11 июля 1917 года. В августе была заказана серия трипланов V 7 с более мощными двигателями: 145-сильным (119 кВт) Siemens-Halske Sh.III, 160-сильным (119 кВт) Ur.IlI, 145-сильным (108 кВт) le Rhone, выпускавшимся фирмой «Steyr», и 170-сильным (127 кВт) Gobel Goe.III. На них ввели крылья, увеличивающиеся в размахе от нижнего к верхнему. Самолеты сохранили образные стойки и получили элероны и руль высоты с роговой компенсацией. Хотя точных данных не сохранилось, можно предположить, что истребители семейства V были еще более грозными противниками, чем серийные трипланы.

Был построен еще один опытный триплан, D.VII, но шесть месяцев спустя под этим обозначением знаменитым стал совершенно другой истребитель. Фоккер полагал, что лучшим двигателем для истребителя является 160-силь-ный (119 кВт) шестицилиндровый двигатель водяного охлаждения Mercedes D.III. Однако он чувствовал себя ущемленным германскими производителями из-за своих успехов и голландского происхождения. Он жаловался, что компания «Albatros» получила эксклюзивный контракт на все двигатели D.1II, а ему, Фоккеру, приходилось довольствоваться старыми ро-тативными моторами. На самом деле, ротативные двигатели лучше подходили для маневренных трипланов, что и продемонстрировал D.VII. Единственный экземпляр, построенный в июле  августе 1917 года вместе с прототипами трипланов с ротативными ПД, был оснащен двигателем D.III и оказался больше и тяжелее собратьев. Фюзеляж пришлось сделать выше, а для сохранения центровки кабину пилота сдвинули далеко назад, уравновесив тяжелую силовую установку. Обзор и маневренность оказались отвратительными, и от дальнейшей разработки триплана D.VII вскоре отказались.

Фронтовые испытания
В августе 1917 года лейтенант Фосс налетал свыше 20 часов, испытывая оба прототипа трипланов V 4, и к концу месяца был полностью удовлетворен полученными результатами. К этому времени обе машины побывали на фронте, и на них летал и сам Фоккер, испытывавший новый синхронизатор (для этого ему пришлось надеть форму немецкого офицера, хотя он был гражданским и, кроме того, подданным Голландии). «Fokker» получила срочный заказ на 318 машин, получивших обозначение Dr.I (Dr  от «Dreidecker», триплан), хотя три первых самолета вначале несли обозначение F.I. Они получили прозвище «Tripehound» у пилотов противника, многие из которых стали их жертвой.