Самолет DH.9


Самолет DH.9 уступал своему предшественнику. Спасти проект удалось лишь за счет установки мощного двигателя Liberty, и тогда модернизированный DH.9A стал одним из лучших самолетов межвоенного периода.Вто время как DH.4 уже вел бои с противником на Западном фронте, новый самолет только приступил к летным испытаниям в Хендоне. Расчеты показывали, что новый двигатель Puma будет обеспечивать мощность 300 л. с., но ввиду ряда технических проблем ее пришлось ограничить 230 л. с. На новую машину, получившую обозначение DH.9, все же поступило большое количество заказов, но вскоре после начала эксплуатации выявился целый ряд недостатков.

Были предприняты попытки установить на машину другие двигатели, часть серийных машин были выпущены с двигателями Fiat А-12, но в целом пути назад уже не было — производство нового самолета продолжили.Новый DH.9 по ряду характеристик уступал старому DH.4, который он должен был заменить, к тому же постоянно возникали проблемы с двигателем Puma.В первых боевых вылетах потери новых самолетов составляли 25-30%. Механики дислоцированных во Франции эскадрилий предпринимали попытки доработать DH.9 в полевых условиях, и надо отметить, довольно преуспели в этом.

. После окончания войны машины вначале работали на почтовых линиях над Ла-Маншем, а в июле 1919 года были сняты с вооружения британских ВВС. Реализацией списанных самолетов занялась компания «Aircraft Disposal Company», многие молодые национальные ВВС стали обладателями DH.9, приобретя их Бельгия приобрела 18 самолетов, Польша — 12, эти машины также закупили Афганистан, Греция, Ирландия, Латвия и Нидерланды. Причем последняя страна вначале вернула интернированные машины, затем приобрела 46 самолетов для использования внутри страны и в Восточной Индии, а после организовала сборку машин у себя, о,”.,,,,»..стала Южная Африка, купившая 48 самолетов, которые применялись длительное время, многие из них были переоснащены на двигатели Bristol Jupiter (такие машины получили обозначение M’palas). Самолеты приняли активное участие в подавлении беспорядков в 1922 году, а одна машина в марте 1924 года совершила первый перелет по маршруту Претория — Кейптаун, преодолев дистанцию з; 9 часов 25 минут.

Для установки на DH.9 была заказана крупная партия двигателей Liberty 12 мощностью 400 л. с., однако конструкторская группа компании «de Havilland» была слишком загружена работой по первом; двухмоторному бомбардировщик) DH.10, так что ремоторизацией самолета занялись специалисты компании «Westland Aircraft», расположенной в Йеовилле и стро ившей самолеты DH.4 и DH.9 для Королевского воздушного корпуса и для авиации ВМС Великобритании. Возникла реальная возможность «совместить» достоинства обоих типов самолетов, добавив новый двигатель Liberty и получив в итоге улучшенный DH.9A.

Чтобы ускорить реализацию проекта, первые два прототипа были оснащены двигателями Rolls-Royce Eagle VIII, но серийные машины получили уже моторы Packard Liberty. Модернизированный самолет мог нести до 299 кг бомб на внешней подвеске, а в кабине наблюдателя можно было установить два спаренных пулемета Lewis — в остальном самолет был идентичен предшественнику.К июню 1918 года из новых самолетов удалось сформировать первую, 110-ю, эскадрилью, которая отправилась во Францию 31 августа 1918 года и совершила первый рейд две недели спустя.

До завершения войны эскадрилья сбросила на противника 10,5 т бомб. Другая эскадрилья, 99-я, также успела получить новые машины до окончания войны — ее летчики смогли воочию убедиться в существенном различии DH.9A и DH.9, поскольку эскадрилья эксплуатировала оба типа самолетов.Выпуск DH.9A продолжался в Великобритании и после войны. Вскоре 99-я эскадрилья приняла участие в боевых действиях на индийско-афганской границе, а 1 апреля 1920 года ее переформировали в 27-ю эскадрилью — эмблемой эскадрильи стал летящий слон, который изображали на килях самолетов. Несмотря на то, что 3-я афганская война считалась завершенной в мае 1920 года, самолеты 27-й эскадрильи не остались без работы. В 1923 году DH.9A получила 60-я эскадрилья, которая также дислоцировалась в британской Индии. Самолеты DH.9A летали в Индии до 1930 года, когда им на смену прибыли новые самолеты — Westland Wapiti, получившие крылья от DH.9A, которые в достаточном количестве имелись на складах.

Вероятно, именно на Среднем Востоке самолеты DH.9A сыграли свою главную роль. Новое Иракское командование располагало четырьмя эскадрильями, вооруженными DH.9A. Подразделения уже достигли оперативной готовности к 1919-1920 годам, когда произошло первое крупное арабское восстание. Пилотам DH.9A пришлось принять самое активное участие в его подавлении — самолеты привлекались к так называемому «полицейскому патрулированию» и для выполнения других задач. Аналогичные задачи DH.9A решали и в Палестине в середине 1920-х годов, когда там возникли беспорядки, а новая 14-я эскадрилья привлекалась к борьбе с отрядами Ибн Сауда (король Саудовской Аравии с 1932 года).

В конце 1920-х годов на смену DH.9A в заморских колониях стали поступать Wapiti, к 1930 году Средний Восток покинули последние DH.9A. После этого самолеты решали преимущественно учебнотренировочные задачи, а также привлекались к различным исследовательским работам. В целом, самолет получился весьма удачным и хорошо зарекомендовал себя в межвоенный период.