Самолет DH.82 Tiger Moth


DH.82 был одним из самых знаменитых одномоторных учебных бипланов. Самолет прекрасно подходил для оснащения новых аэроклубов, в огромном количестве возникавших в Великобритании, странах Британского Содружества и Западной Европе в послевоенные годы. Кроме того, конструкция самолета делала его подходящим кандидатом для переделки в различные специальные варианты.

Основная часть первых серийных Tiger Moth была построена по контрактам британских ВВС и зарубежных правительств. Некоторое число машин с гражданской регистрацией было построено для Школ авиарезерва, где будущие военные пилоты учились летать вплоть до реорганизации ВВС в 1930-х годах. Такие школы действовали под эгидой различных фирм, включая «de Havilland», «Bristol», «Phillips and Powis», «Airwork» и «Scottish Aviation». До войны лишь небольшая горстка самолетов Tiger Moth в Британии попала в нормальную гражданскую эксплуатацию  всего семь машин, четыре из которых были проданы сэру Алану Коб-хэму для демонстрации высшего пилотажа.

После войны ставшие лишними Tiger Moth наводнили гражданский рынок в освобожденной континентальной Европе, Великобритании и других странах. В то время не было новых легких самолетов, и Tiger Moth стали идеальным выбором как для аэроклубов, так и для частных пилотов. Среди известных владельцев Tiger Moth был «Tiger Club», самолеты которого (одноместные «The Bishop», «The Archbishop», «The Deacon» и «The Canon») были хорошо известны своими пилотажными выступлениями на авиашоу.

Новоявленные гражданские DH.82A подвергались различным доработкам. Некоторые самолеты получили электростартеры и топливную систему (приспособленную для перевернутого полета), позволявшие длительное время выполнять фигуры высшего пилотажа. Киль увеличенной площади стал обязательным для машин, зарегистрированных в Голландии. Фонарь кабины, подобный использовавшимся на DH.82C канадской постройки, устанавливался и на других машинах.

Пожалуй, наиболее радикальные переделки самолета проводила в 1957-1959 годах фирма «Jackaroo Aircraft Ltd». Она переделала ряд самолетов в четырехместный вариант с закрытой кабиной, известный как «Thruxton Jackaroo». Для этого пришлось разрезать пополам переднюю часть фюзеляжа, вставив туда расширенную секцию. Также были увеличены колея шасси и размах крыла самолета. Большинство машин «Jackaroo» оснащались 145-сильным (108 кВт) ПД Gipsy Major 1C. Весьма успешной оказалась конверсия DH.82 в сельскохозяйственные самолеты. На месте передней кабины Tiger Moth устанавливался бункер или бак для удобрений или ядохимикатов. В Новой Зеландии в этот вариант было переделано большое число Tiger Moth, ранее принадлежавших ВВС этой страны, и хотя их уровень аварийности был достаточно высок, успешное применение способствовало развитию нового вида авиационной индустрии. Несмотря на появление в 1960-х годах новых типов самолетов, сменивших большинство из устаревших к тому времени Tiger, некоторые из них продолжали выполнять сельскохозяйственные работы и в 1970-х годах.

Самым необычным вариантом конверсии Tiger Moth были работы, проведенные «Film Aviation Services» в начале 1960-х годов для фильма «Лоуренс Аравийский». Две машины были серьезно доработаны, чтобы изображать самолеты Rumpler C.V, а третья превратилась в Fokker D.VII.Гражданские Tiger использовались по всему миру. В послевоенное время многие самолеты попали не только в Западную Европу, но и пользовались большой популярностью в США  в 1976 году там было зарегистрировано более 100 машин. Многие из них продолжали летать и в 1990-х годах, и в настоящее время большая часть их остается в летном состоянии. Популярность машины связана не только с простотой пилотирования, но и относительно невысокой стоимостью и солидными запасами запасных частей.