Самолет Boeing Model 75 Kaydet

В 1939 году компания «Stearman Aircraft Company» приобрела статус подразделения компании «Boeing Airplane Company» в Уичито, штат Канзас. А шестью годами ранее ее специалисты приступили к созданию нового учебно-тренировочного биплана, который был спроектирован на базе более раннего Stearman Model С. Работа шла на собственные средства компании, и в декабре 1933 года прототип, получивший вначале обозначение Stearman Х-70, был успешно облетан. В 1934 году он был предложен на тендер, объявленный авиакорпусом Армии США на новый УТС начальной летной подготовки.Но первыми интерес к машине проявили ВМС США, которые в начале 1935 года подписали контракт на поставку 61 самолета Stearman Model 70 под военным обозначением NS-1. Причем самолеты получили новые двигатели  флот располагал на складах значительным количеством 225-сильных звездообразных двигателей Wright J-5 (R-790-8), которые и было решено ставить на заказанные ВМС машины (в компании такие самолеты получили обозначение Model 73).


Тем временем Х-70 проходил длительные испытания в Армии США, и в начале 1936 года на него, наконец, был получен контракт на поставку 26 самолетов под обозначением РТ-13 (Primary Trainer, 13). Самолеты оснащались двигателями Lycoming R-680-5 мощностью 215 л.с. и стали первыми представителями семейства Stearman Model 75.Долгие и тщательные испытания, выпавшие на долю самолета, объясняются во многом тем, что авиакорпус Армии США на тот момент имел весьма скромный бюджет  это требовало тщательного отбора с целью последующей закупки самого лучшего из имеющихся самолетов.В дальнейшем на компанию «Boeing» буквально пролился золотой дождь в виде контрактов на тысячи разработанных «Stearman» самолетов, которые, начиная с 1939 года, выпускались под официальным обозначением Boeing Model 75, но всю войну его по-прежнему именовали как Stearman 75. Название Kaydet появилось позже— его ввели канадцы, а остальные использовали данное название как неофициальное.

Самолет представлял собой двухместный одностоечный биплан смешанной конструкции, крылья которого были выполнены из дерева и имели полотняную обшивку, а фюзеляж выполнялся из сварных труб и преимущественно имел также полотняную обшивку. Шасси было выполнено неубирающимся, с хвостовым колесом, причем пружинно-масляные амортизаторы стоек основных опор шасси были укрыты тщательно проработанными обтекателями, что снижало аэродинамическое сопротивление. Состав силовой установки менялся за весь период выпуска самолета, который завершился в начале 1945 года. Всего было собрано более 10 ООО машин.В 1937 году авиакорпус Армии США продолжил закупки данных самолетов, подписав контракт на модель РТ-13А — 92 таких самолета поставлены, начиная с 1937 года. Они отличались усовершенствованным приборным оборудованием и двигателями R-680-7 мощностью 220 л. с. К концу 1941 года Армия США получила еще 255 РТ-1 ЗВ, оснащенных двигателями R-680-11 и имевших незначительные отличия в оборудовании.

В 1941 году шесть РТ-1 ЗА были переоборудованы в вариант РТ-1 ЗС, на котором установили оборудование, необходимое для полетов ночью и по приборам (т.н. «слепой» полет). После установки на РТ-1 ЗА двигателей Continental R-670-5 мощностью 220 л.с. самолеты получили обозначение РТ-17 (в течение 1940 года построено 3519 таких самолетов). 18 РТ-17 были переоборудованы для обучения полетам по приборам и получили обозначение РТ-17А, а три машины оснастили опылительным оборудованием для борьбы с вредителями и присвоили им обозначение РТ-17В.В то же время ВМС США приобрели первую партию из 250 Model 75, оснащенных двигателями Continental R-670-14 и получивших военное обозначение N2S-1, за которыми последовали 125 самолетов N2S-2 с двигателями Lycoming R-680-8. Самолеты N2S-3, выпущенные в количестве 1875 машин, оснащались двигателями Continental R-670-4. Кроме того, ВМС США получили 99 РТ-17, заказанных ранее Армией США, и еще 577 в целом схожих самолетов, получивших обозначение N2S-4.

Следует отметить, что в 1942 году впервые в исто1 рии авиация Армии и ВМС США получили фактически единый учебно-тренировочный самолет, который представлял собой планер РТ-1 ЗА и силовую установку на базе двигателя Lycoming R-680-17. Данные машины поступили на вооружение Армии и ВМС США под обозначениями, соответственно, РТ-13D (318 самолетов) и N2S-5 (1450 самолетов).Нехватка в 1940-1941 годах авиационных двигателей привела к тому, что были подготовлены к выпуску две новые модификации  РТ-18 и РТ-18А. Первая выпускалась в количестве 150 экземпляров и представляла собой планер РТ-1 ЗА в который был интегрирован двигатель Jacobs R-755-7 мощностью 225 л.с., а второй вариант представлял собой РТ-18, переоборудованный для полетов по приборам,  было выпущено шесть экземпляров.Под обозначением РТ-27 строились 300 самолетов, поставленных Армии США для передачи в рамках ленд-лиза канадским ВВС. Небольшое количество поступило и в ВМС США. Эти самолеты, а также некоторое количество N2S-5 имели ряд существенных отличий: кабины курсанта и инструктора оборудовались фонарями, системой обогрева кабин, была возможность выполнения полетов по приборам и пр.После окончания войны значительное количество Model 75 было снято с вооружения и передано ВВС других стран, а тысячи из них  проданы частным владельцам. Многие из них переоборудовали для сельхозавиации. И сегодня самолеты этого семейства остаются востребованы у частных пилотов и принимают участие в спортивных состязаниях и на авиашоу.