Самолет АНТ-6

Проектирование четырехмоторного АНТ-6 началось в 1925 году. Прототип ТБ-3 вывел в конце 1920-х годов СССР в число передовых авиационных стран мира. Конструктивно АНТ-б имел много общего с пятимоторным транспортным АНТ-14 и изначально оснащался двигателями Curtiss Conquerors мощностью по 600 л.с., с которыми и выполнил в декабре 1930 года первый полет. Затем на прототип установили моторы BMWVI мощностью по 730 л.с.


Решение о запуске в серию огромного четырехмоторного бомбардировщика с неубираемым шасси приняли в феврале 1937 года. До прекращения производства в 1938 году было построено 817 самолетов. По ходу серийного производства на самолеты ставили моторы все большей мощности: М-17Ф мощностью 715 л.с, М-34Р мощностью 830 л. с, М-34ФРН мощностью 900 л.с, М-34РН мощностью 970 л. с. и АМ-34ФРНВ мощностью 1200 л. с. Использование все более мощных двигателей позволило довести бомбовую нагрузку до 5800 кг, усилить оборонительное вооружение.

В 1930-е годы ТБ-3 поступили на вооружение тяжелых бомбардировочных авиабригад, ставших первыми в мире соединениями стратегической авиации. В 1938-1939 годах ТБ-3 принимали участие в боях с японцами на Дальнем Востоке и в Монголии. В 1939-1941 годах примерно 170 единиц ТБ-3 с моторами М-17Ф доработали в гражданские грузовые Г-2, а еще 80  в военно-транспортные, способные также буксировать планеры, выбрасывать парашютные десанты и даже перевозить на внешней подвеске легкие танки.В начале Великой Отечественной войны ТБ-3 использовались как бомбардировщики, но понесли большие потери. До войны на ТБ-3 отрабатывалась концепция носителя паразитных истребителей, программа «Звено». Эти эксперименты привели к появлению в составе авиации Черноморского флота тецподразде-ления, вооруженного самолетами ТБ-3,  носителями пикирующих бомбардировщиков СПБ (вариант истребителя И-16). В 1941 году ТБ-З/СПБ выполнили несколько удачных вылетов, уничтожив цели на территории Украины и Румынии.Несколько самолетов, сохранивших «фирменное» обозначение АНТ-б, обеспечивали исследования в Арктике.