Самолет АНТ-4

Первый полет прототип АНТ-4 (ТБ-1) с лыжным шасси выполнил 26 ноября 1925 года, на самолете стояли два мотора Napier Lion мощностью по 450 л. с. Прототип тяжелого бомбардировщика имел цельнометаллическую конструкцию с обшивкой из гофрированного металла; носовая часть фюзеляжа выполнена застекленной.Второй прототип стал эталоном серийного ТБ-1. Первый полет он выполнил в 1928 году. От первого прототипа самолет отличался измененной носовой частью фюзеляжа с кабиной стрелка «балконного» типа. Количество стрелков в экипаже увеличили стрех до пяти. Силовая установка включала два мотора BMW VI мощностью по 730 л.с. Третий прототип, АНТ-4бис, получил новые мотогондолы и усиленное вооружение.


Первый серийный самолет собрали как пропагандистский, он получил собственное имя «Страна Советов». Этот самолет предназначался для перелета через всю Сибирь в Нью-Йорк, но вскоре после постройки получил тяжелые повреждения при аварийной посадке. К перелету подготовили дублер, предусмотрев возможность быстрой замены колесного шасси поплавковым. Второй самолет «Страна Советов» выполнил перелет из Москвы в Нью-Йорк 23 августа 1 ноября 1929 года, преодолев расстояние в 21 242 км.

Выпуск ТБ-1 продолжался до августа 1932 года; всего построили 152 самолета с колесным шасси и 69 бом-бардировщиков-торпедо-носцевТБ-1П с поплавковым шасси. После снятия с вооружения частей первой линии часть бомбардировщиков доработали в транспортные Г-1.Значительное количество АНТ-4 использовалось в «Аэрофлоте» и Полярной авиации («Авиаарктика»), где они летали до 1945 года.ТБ-1 применялись также в ряде летных экспериментов, на них, в частности, монтировали ракетные ускорители; самолет принимал участие в отработке сцепки с паразитными истребителями (программа «Звено»).