Ранние бипланы Potez


В 1919 году французский авиапромышленник Анри Потез основал собственную компанию, названную «Aviations Potez». Одним из ранних проектов компании стал двухместный туристический и учебно-тренировочный самолет Potez VIII, прототип которого был облетан 9 апреля 1920 года. Самолет представлял собой легкий неравнокрылый биплан с четырехколесным шасси и применявшимся при посадке хвостовым костылем. Специально для самолета был разработан двигатель Potez А 4 мощностью 50 л.с. (37 кВт), который оказался совершенно негодным, и серийные самолеты пришлось оснащать звездообразными двигателями Anzani 6АЬ мощностью 70 л. с.


Среди построенных вариантов были Potez VIIIА образца 1922 года с двигателем Anzani 6 АЗ мощностью 80 л.с. и стандартным двухколесным шасси. Построено пять таких машин, две из них позже переделали в вариант Potez VIII, а один  в гидросамолет с центральным поплавком Potez VIII Н (специально по заказу успешного марсельского бизнесмена).Биплан Potez IX имел фюзеляж новой конструкции большого поперечного сечения и с хорошими обводами, а также получил двигатель Lorraine-Dietrich 12Da и закрытую кабину для четырех пассажиров, позади которой находилась открытая кабина пилота. Прототип был облетан в 1921 году, после него было построено 30 серийных машин, отличавшихся вертикальным оперением большей площади. Единственный Potez IX S с крыльями большей площади был испытан в 1921 году. Трехмоторный и увеличенный вариант Potez IX был создан в 1922 году и получил обозначение Potez X А. Самолет рассматривался как многоцелевой транспортный для колониальных территорий и оснащался тремя двигателями Hispano-Suiza 8Аа мощностью 140 л. с. (один  в носовой части и два, установленные при помощи распорок между крыльями). Potez X А вмещал 10 пассажиров в кабине, расположенной в носовой части фюзеляжа, а открытая кабина пилота находилась сзади.

Независимые основные стойки шасси дополняли расположенные бок о бок носовые колеса и хвостовой костыль. Позже на нем были установлены более мощные двигатели Hispano-Suiza 8АЬ. Вариант Potez X В  военно-транспортный самолет с двигателями Hispano-Suiza 8Вес мощностью 280 л. с.; Potez X С  гражданский транспортный самолет с той же силовой установкой как на Potez X В. Размах крыльев этой машины составлял 18,4 м, а максимальная взлетная масса  3090 кг.На Парижском авиасалоне 1921 года компания-разработчик представила двухместный разведывательный биплан Potez XV, который стал самым успешным проектом Луи Ко-ролье. Самолет оснащался двигателем Lorraine 12D мощностью 370 л.с., позже замененным на Renault 12Fe мощностью 300 л. с. Прототип показал себя с самой наилучшей стороны, получив сертификат в классе Н.2 (двухместные самолеты-разведчики). Крупные заказы были получены от ВВС Франции  первые поставки выполнены в 1923 году. Серийные машины оснащались двигателями Lorraine 12Db и в целом сохранили конструкцию прототипа  со стандартным шасси с неразрезной осью, большей частью с деревянной конструкцией, металлической обшивкой носовой части и полотняной обшивкой в остальной части фюзеляжа.

Самолеты Potez XV активно экспортировались: восемь продано Дании, 12  в Испанию, 120 в Румынию и 30 самолетов несколько модифицированного варианта Potez XVII  в Болгарию. Кроме того, после пробной партии, экспортированной в Польшу, там было построено по лицензии 135 таких самолетов.В 1924 году появился двухместный биплан Potez XXVII, представлявший собой самолет класса А.2 (двухместный разведывательный и наблюдательный). Конструктивно самолет соединил в себе двигатель, фюзеляж, киль, рульнаправления и шасси с неразрезной осью самолета Potez XV со стабилизатором, компенсированным рулем высоты и крыльями разного размаха самолета Potez 25.

Данная машина производилась исключительно на экспорт: Польша приобрела 20 самолетов в 1925 году и по лицензии построила еще 155 машин (компания «P.W.S.»), которые использовались в роли учебно-тре-нировочных до 1936 года; Румыния в 1926 году купила 30 самолетов Potez XXVH. Вооружение самолетавключало один синхронизированный и два наводимых 7,7-мм пулемета и до 200 кг бомб. Размах крыльев бипланной коробки  12,89 м; силовая установка  двигатель Lorraine 12Db мощностью 400 л.с.; максимальная скорость  212 км/ч.