Планеры Schweizer

Компания «Schweizer Aircraft Company» из Элмира, Нью-Йорк, основана в 1939 году для производства планеров и парашютов. Со временем ассортимент изделий фирмы расширился.В 1960-е годы она строила сельскохозяйственные самолеты, легкие вертолеты, легкие самолеты-амфибии и самолеты-разведчики.Вероятно, наибольшую известность «Schweizer» принесли планеры, производство которых началось в 1930-е годы. Первые планеры строились в ограниченном количестве, но последующие модели имели большой успех, например, двухместный SGS 2-8 с фюзеляжем из стальных труб и алюминиевым крылом.


С началом Второй мировой войны в США возрос интерес к планерам, предназначенным для подготовки военных летчиков. Поскольку сталь и алюминий объявили стратегическими материалами, компания «Schweizer» представила деревянный вариант SGS 2-8, получивший обозначение SGS 2-12.Крыло сделали низкорасположенным, чтобы улучшить обзор из кабины, также был увеличен его размах. Первый полет SGS 2-12 выполнил в 1942 году, в ВВС Армии США планер обозначался TG-3 А (построено 114); он предназначался для обучения пилотов десантных планеров.В силу прочной конструкции многие пережившие войну военные планеры были распроданы планерным школам и частным лицам.

После войны «Schweizer» выпустила одноместныйсреднеплан SGS1-23, выполнивший первый полет в 1948 году. Вскоре на нем были установлены мировые рекорды для планеров. Всего построили 93 планера нескольких подвариантов, производство прекращено в 1963 году.Для замены двухместных учебных планеров военного времени фирма разработала подкосно-расча-лочный высокоплан гражданского назначения SGU 2-22 (построено 258). Первый полет он выполнил в 1946 году, в небольших количествах эти планеры использовались также в ВВС США и Академии ВВС США.В 1950-1960 годы было спроектировано несколько удачных планеров. Особенно длительной выдалась карьера одноместного среднеплана SGS 1-26, который серийно выпускался в 1954-1979 годах; всего построили 700 штук. В США SGS 1-26 стал самым массовым планером.В 1962 году «Schweizer» разработала цельнометаллический SGS 2-32, на котором в 1960-1970 годы было установлено несколько рекордов скорости и высоты полета.В 1968 году ВМС США закупили пять SGS 2-32 для оценки управляемости и маневренных качеств самолетов с большим удлинением крыла. Эти планеры обозначались Х-26А Frigate и эксплуатировались до 1980-х годов в школе летчи-ков-испытателей ВМС США на авиабазе Патаксент-Ривер.

В конце 1960-х годов два SGS 2-32 ВМС США прошли модернизацию в компании «Lockheed», в ходе которой на них в рамках программы «Quiet Thruster» установили моторы Continental 0-200. После испытаний во Вьетнаме QT-2PC вернули в школу летчиков-испытате-лей ВМС США, а обозначение изменили на Х-26В.В 1965 году первый полет выполнил SGS 2-33, предназначенный для замены SGS 2-22 и сохранивший характерное высокорасположенное подкосное крыло.13 таких планеров эксплуатировались в Академии ВВС США до 2002 года; военное обозначение—TG-4A.До окончания серийного производства построили 579 SGS 2-33. Крупнейшим эксплуатантом этих планеров стала канадская Лига авиационных кадетов, располагавшая парком более 50 планеров.В 2004 году компания «Schweizer» была куплена «Sikorsky Aircraft Corporation».