Перехватчик ОКБ Сухого


После Второй мировой войны советские авиаконструкторы создали немало истребителей-перехватчиков. Большой вклад в обороноспособность страны внесли разработанные в ОКБ П. О. Сухого перехватчики семейства Су-15. Но широкая общественность на Западе о самолете узнала после трагичных событий 1 сентября 1983 года. Западные эксперты, присутствовавшие в СССР на авиационном параде в День авиации в июле 1967 года, заметили 10 неизвестных ранее самолетов, имевших треугольное крыло. Крыло и хвостовое оперение самолета напоминали машины конструкции П. О. Сухого, Су-9 и Су-11, поэтому возникло предположение, что данная машина является новейшей разработкой данного КБ. Вскоре появилось и подтверждение  в 1967 году новый перехватчик Су-15 стал поступать в войска, а в НАТО ему присвоили кодовое обозначение «Flagon-А».

Начиная с этого момента, разведка НАТО зафиксировала пять модификаций нового перехватчика. Первый вариант, одноместный «Flagon-А», имел обычное, схожее с Су-11 треугольное крыло с углом стреловидности по передней кромке 60°, стреловидное хвостовое оперение, убирающееся трехопорное шасси, боковые воздухозаборники для двух двигателей Р-11Ф2С-300, размещенных рядом в хвостовой части фюзеляжа, и большой носовой обтекатель конической формы. Первая серийная модификация самолета, которая была идентифицирована зарубежными специалистами, отличалась крылом увеличенного размаха с наплывом и получила кодовое обозначение «Flagon-D». Впоследствии выяснилось, что новое крыло несколько ухудшило управляемость на малых скоростях полета, например во время посадки.

Примерно в то же время появилась и двухместная учебно-тренировочная модификация самолета «Flagon-D», хорошо отличимая по более длинному фонарю, закрывающему две кабины, и перископу инструктора над задней кабиной. В 1973 году появилась новая модификация, которой в НАТО присвоили обозначение «Flagon-Е». Причем изменения, как внешние, так и внутренние (новые более мощные двигатели Р-13-300, двухколесная тележка носовой стойки шасси, модернизированный радиолокационный прицел и пр.), привели западных экспертов к мысли, что это новый самолет  предположительно Су-21. В действительности это был Су-15ТМ, свою ошибку западные разведчики осознали только после распада Организации Варшавского Договора. Последняя серийная модификация одноместного истребителя-перехватчика, идентифицированная специалистами НАТО, получила кодовое обозначение «Flagon-F» и отличалась носовым обтекателем оживальной формы, наличием модернизированных двигателей и авионики. Появившийся двухместный вариант, также с носовым обтекателем оживальной формы, в НАТО обозначили «Flagon-G».

Хотя Су-15 в течение 1960-1980 годов неоднократно попадали в поле зрения летчиков ВВС различных стран Балтийского региона, известность к перехватчику пришла после событий на Дальнем Востоке. США регулярно направляли самолеты-разведчики для наблюдения за объектами на территории СССР и Китая, которые заходили со стороны Тихого океана, в частности  Японского моря. Советские истребители не раз перехватывали RC-135 и другие разведывательные самолеты потенциального противника, однако 1 сентября 1983 года произошло событие, точка в котором не поставлена до сих пор.

В тот день американцы проводили в районе тихоокеанского побережья СССР очередную разведывательную операцию, в которую по умыслу или случайно был втянут и авиалайнер Boeing 747-200, принадлежавший южнокорейской авиакомпании «Korean Air Lines» (рейс КЕ007) и грубо нарушивший воздушное пространство СССР. Вылетевший с Сахалина на перехват Су-15ТМ после неоднократных предупреждений и безуспешной попытки принудить самолет к посадке сбил авиалайнер, который упал в море. Авиакомпания после этого заявила, что на борту самолета было в общей сложности 269 человек — ни один выживший найден не был (впрочем, как не были найдены и многочисленные тела погибших, которые, по идее, должны были оказаться в районе падения самолета). С поступлением на вооружение строевых частей истребителей МиГ-29 и Су-27 самолеты семейства Су-15 стали сниматься с вооружения. Однако после распада Советского Союза часть истребителей-перехватчиков оказалась в новых независимых странах, таких как Украина, где продержались на службе значительно дольше (украинские самолеты были сняты с вооружения только в середине 1990-х годов).