Northrop. Самолеты схемы "Летающее крыло"



В 1929 году Джон Нортроп спроектировал двухместный одномоторный самолет новой схемы, поначалу планировавшийся как «летающее крыло». Но затем он получил две тонкие балки, поддерживающие хвостовое оперение. Самолет был построен компанией «Avion Corporation» (позже «Northrop Aircraft Corporation») и оснащался двигателем Menasco мощностью 90 л. с. (67 кВт) и толкающим (затем тянущим) воздушным винтом. Опыт, приобретенный при разработке, пригодился через 10 лет, когда Джон Нортроп решил развить свои идеи «летающего крыла». В итоге в 1940 году в воздух поднялся самолет Northrop N-l М с двумя двигателями Lycoming мощностью по 65 л.с., установленными в толстом крыле и работавшими на толкающие воздушные винты. Схему N-l М уже можно отнести к «летающему крылу», а малое лобовое сопротивление самолета позволяло развивать ему высокую скорость как в пикировании, так и при планировании.



При этом машине на взлете требовалось значительно меньше мощности, чем самолету такого же размера и массы, но традиционной схемы конструкции. Первые испытания выявили ряд проблем, главной из которых являлось охлаждение двигателя. Ее решили установкой моторов Franklin мощностью 120 л. с., работавших на трехлопастные воздушные винты. N-l М дожил до наших дней и находится в Национальном аэрокосмическом музее США.Полученный в ходе работ по N-l М опыт привел Джона Нортропа к уверенности, что по такой схеме можно будет построить бомбардировщик. После рассмотрения специалистами ВВС Армии США его предложение было одобрено, и компания получила контракт на разработку самолета под обозначением ХВ-35. Были построены четыре масштабные модели N-9M с размахом крыла 18,29 м, одна из них, совершившая-цервый полет в декабре 1942 года, была потеряна в начале следующего года. Первые три N-9M имели по два двигателя Menasco мощностью 275 л. с. с воздушным охлаждением, а четвертый, N-9MB, оснащался двумя моторами Franklin мощностью 300 л. с., причем во всех вариантах использовался толкающий воздушный винт.

Трехлетняя программа испытаний, проводившаяся на авиабазе Мурок, дала разработчикам немало ценной информации, а летчики получили опыт пилотирования машин новой конструкции. Позднее для ХВ-35 был разработан и опробован на самолете N-9M автопилот, а все самолеты N-9M имели убирающееся шасси. Машины окрашивались по разным схемам: первые две были полностью окрашены в желтый цвет, третья, N-9MA, имела голубой верх и желтый низ, а четвертая, N-9MB, — желтый верх и голубой низ.В ноябре 1941 года ВВС Армии США заказали два прототипа ХВ-35, оснащенных четырьмя поршневыми двигателями Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major мощностью 3000 л. с. с восьмилопастными толкающими воздушными винтами, вращающимися в противоположные стороны. Следующие 13 самолетов, обозначенных YB-35, были заказаны в начале 1943 года. Несмотря на множество проблем с воздушными винтами и редукторами, 25 июня 1946 года первый ХВ-35 поднялся в воздух, а в следующем году за ним последовал и второй прототип.

Завершение Второй мировой войны и заказ на конкурирующий бомбардировщик Convair В-36 поставили крест на программе поршневого В-35. Впрочем, руководство компании-разработчика предвидело такой поворот событий и заручилось разрешением командования ВВС модифицировать два YB-35, оснастив их турбореактивными двигателями. Первый из них, обозначенный YB-49, совершил первый полет 21 октября 1947 года  он был оснащен восемью двигателями Allison J35 тягой по 1814 кг; второй самолет имел шесть двигателей Allison, но тягой по 2540 кг: четыре двигателя были установлены в крыле, а два  подвешены на подкрыльевых пилонах. Отзывы по YB-49 со стороны офицеров ВВС были достаточно благоприятными, и вскоре у командования сформировалось положительное мнение по вопросу создания бомбардировщика схемы «летающее крыло». Однако в июне 1948 года второй YB-49 был полностью разрушен в авиакатастрофе  погибли пять человек. Причина происшествия  недостаточная прочность конструкции.

Тем не менее ВВС США заказали 30 модифицированных RB-49A, один из которых должна была построить компания «Northrop», а 29  «Consolidated Vultee», но позже этот заказ был отменен, поскольку все силы были брошены на реализацию программы В-Зб. В октябре 1949 года программа YB-35 была закрыта, а самолеты — утилизированы. Единственным сохранившимся на тот момент оказался шестимоторный YB-49A, но через четыре года и он был разрушен.ХР-56 стал первым самолетом, имевшим цельносварной планер из магниевых сплавов и разрабатывающийся изначально как истребитель. Самолет оснащался звездообразным двигателем Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp мощностью 2000 л. с., установленным в задней части фюзеляжа и вращавшим два соосных трехлопастных воздушных винта противоположного вращения. Первый ХР-56 был облетан на полигоне на озере Мурок 6 сентября 1943 года, но вскоре после этого разбился, когда при посадке лопнул пневматик и самолет перевернулся. Второй ХР-56, совершивший первый полет в марте 1944 года, имел вертикальное оперение увеличенной площади и отличался другими изменениями в конструкции, однако, хотя летные характеристики самолета были улучшены, появление реактивного двигателя привело к окончанию дальнейшей разработки и поданной программе.

В сентябре 1942 года компания «Northrop» провела исследование возможности создания истребителя-перехватчика с ракетным двигателем. В итоге это привело к заключению контракта на проектирование и создание трех планеров МХ-324 с размахом крыла 9,75 м и кабиной, в которой пилот располагался лежа, для отработки и изучения аэродинамических качеств схемы «летающее крыло». Однако третий планер был переделан еще в процессе сборки в модель МХ-334 с ракетным двигателем Aerojet XCAL-200 тягой 91 кг, а после испытаний планеров, буксируемых Lockheed Р-38, аппарат МХ-334 выполнил полет на своем двигателе. Полет состоялся 22 июня 1944 года и длился 3,5 минуты. Но, несмотря на хорошие результаты по испытаниям, программа была закрыта.

В 1943 году компания «Northrop» получила контракт на постройку двух аппаратов схемы «летающее крыло», получивших обозначение JB-1 (МХ-543): первый был планером для оценки летных характеристик, а второй, беспилотный ЛА (JB-1 А), имел два турбореактивных двигателя General Electric тягой по 181 кг, установленных в кабине пилота. Фактически это была запускаемая с земли «летающая бомба» с заранее программируемой системой управления в полете и наведения. JB-1А разгонялся на салазках до своей взлетной скорости в 257 км/ч ракетными ускорителями тягой по 1814 кг по колее длиной 122 м. Но предпочтение, отданное самолетам с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПВРД), привело к закрытию программы в пользу самолета аналогичной схемы  JB-10 (МХ-544).

Этот самолет, известный как «реактивная бомба» («Jet Bomb»), имел размах крыла 8,84 м и оснащался ПВРД Ford тягой 363 кг. Внутри крыла располагались две 828-кг боевые части, а запуск «реактивной бомбы» производился на стартовой тележке (салазках) со стартовой позиции длиной 15,24 м при помощи четырех твердотопливных ускорителей. До конца Второй мировой войны компания «Northrop» поставила в Армию США 24 самолета JB-10 и более 1000 стартовых тележек. Потребность Армии США в более современных истребителях, включая и построенные по схеме «летающее крыло», привела к заключению в январе 1943 года контракта на проектирование и постройку трех прототипов ХР-79 Flying Ram с ракетным двигателем Aerojet тягой 907 кг. Однако проблемы с проектированием двигателя привели к отмене первого контракта и заключению нового контракта  на один ХР-79В с двумя турбореактивными двигателями Westinghouse Model В тягой 635 кг.

ХР-79В был построен из тяжелого магния и стальных бронел истов  предполагалось, что он сможет пикировать на вражеские бомбардировщики и разбивать их, отрубая хвостовую часть. Если бы такой маневр не удавался, то планировалось использовать вооружение  четыре 12,7-мм пулемета. Пилот должен был располагаться лежа.12 сентября 1945 года самолет совершил на полигоне Мурок первый и единственный полет, который закончился катастрофой. Последней разработкой «Northrop» в области «летающих крыльев» стал XS-4 Skylancer  дозвуковой экспериментальный самолет с двумя турборе- ме «бесхвостка». Позднее размах крыла всего 8,18 м активными двигателями Westinghouse тягой 726 кг, который более точно можно классифицировать как самолет, созданный по схеон получил обозначение Х-4: первый был облетан 15 декабря 1948 года, а второй  7 июня 1949 года. Самолеты Х-4 имели и массу 3175 кг, а завершили они свою программу в апреле 1954 года, сегодня оба самолета находятся в музеях.