Летающая лодка Convair R3Y


Гигантская турбовинтовая летающая лодка Convair R3Y проектировалась как воздушный танкодесантный корабль (LST). Лодка обладала огромным потенциалом для глобальных грузовых перевозок, но самолет подвели. ненадежные двигатели. Окончательно судьбу самолета решило изкёкение концепции использования в BMf.1948 году, вскоре после образования компании «Consolidated Vultee», ВМС США заинтересовались дальней многоцелевой летающей лодкой.В ответ «Consolidated Vultee» предложила проект Convair Model 3 с четырьмя ТВД. 27 мая 1946 года флот заказал компании создание двух прототипов XP5Y-1. Лодку отличал необычный для самолетов такого класса корпус с большим удлинением  10:1. Силовая установка: четыре ТВД Allison Т40-А-4, работавшие на соосные винты. Главной задачей лодки должна была стать борьба с субмаринами, для чего предусматривалось размещение торпед, бомб, мин и ракет. Первый полет лодка выполнила в Сан-Диего 18 апреля 1950 года, в августе она установила рекорд продолжительности полета с ТВД  восемь часов.Августе ВМС США изменили концепцию развития патрульной авиации  ставку сделали на специальные модификации пассажирских и транспортных самолетов. Тем не менее работа по XP5Y-1 продолжалась, даже несмотря на потерю (в аварии без жертв) единственного экземпляра в Сан-Диего 15 июля 1953 года.


За три года до этой аварии ВМС США заказали шесть лодок в транспортной модификации, а позже еще пять. Транспортный вариант, R3Y-1 Tradewind, отличался от патрульного  был без вооружения, имел другое хвостовое оперение с плоским стабилизатором и большим наклоном киля.Силовая установка  ТВД Т40-А-10, более короткие в сравнении с двигателями, установленными на XP5Y-1. Конструкцию мотогондол изменили, их приподняли  оси винтов оказались над крылом. Полностью перепроектировали кабину под размещение людей и грузов, оборудовали грузовой люк в задней части корпуса по левому борту. Первый полет транспортный вариант выполнил 25 февраля 1955 года.Боковая дверь на R3Y-1 затрудняла погрузку и разгрузку крупногабаритных объектов. Поэтому появился вариант с возможностью погрузки/разгрузки через носовую часть корпуса  нос выполнили поворачивающимся вверх. Был предусмотрен вырез для обзора вперед из кабины летчиков при поднятой носовой секции. Кроме того, лодку оборудовали выдвижной рампой. Кабину экипажа подняли над грузовой палубой подобно мостику корабля, что позволило увеличить объем грузовой кабины.



В период ожесточенной борьбы с ВВС США за финансирование, выделяемое на ядерные программы, работы по R3Y-2 потребовались ВМС, чтобы доказать стратегическую роль флота. Согласно концепции мобильного базирова-
ния планировалось оборудовать в море плавучие базы, с которых Martin Р6М Seamaster могли бы наносить ядерные удары по противнику. Для защиты таких баз разрабатывался гидроистребитель Convair Sea Dart, а снабжение возлагалось на R3Y-2 Tradewind. 22 октября 1954 года Дональд Хермераад  второй пилот в первом полете XP5Y-1 и командир в первом полете R3Y-1  впервые поднял в воздух R3Y-2. Пресса окрестила новый самолет «летающим LST» по аналогии с танкодесантными кораблями, широко применявшимися морской пехотой США в войне на Тихом океане.Одним из сценариев использования самолета была высадка десанта. Впечатляющие демонстрации проводились в заливе Сан-Диего и на Гавайских островах, однако реально Tradewind не имел шансов достигнуть берега под огнем противника. Концепция «летающего LST» развития не получила, а ВМС сделали ставку на постройку суперавианосцев типа «Форрестол», после чего стратегию мобильного базирования признали ненужной. Тем не менее для Tradewind нашлись стратегические задачи, например  доставка топлива.