Легкие самолеты Rogozarski

Предприятие «Rogozarski», полное название «Srpska Fabrika Aviona Zivojin Rogozarski», было основано в Белграде в 1924 году. Свою деятельность компания начала с постройки учебных самолетов Brandenburg, прежде чем стала участницей производственной программы создания учебного/разведывательного биплана Zmaj Fizir.Rogozarski AZR  двухместный разведывательный/учебный самолет  был разработан в 1929 году. Это был неравнокрылый биплан с мотором воздушного охлаждения Walter Castor мощностью 240 л. с. (179 кВт).Построен всего один экземпляр, выполнивший первый полет в 1930 году. Самолет прошел оценочные испытания в ВВС Югославии, но заказ на серийное производство не поступил. Самолет имел гражданскую регистрацию UN-PAU. Прототип после испытаний вернули на завод, но в 1934-1937 годах он эксплуатировался югославскими ВВС.

SIM—II: первый самолет Симы Милутиновича, спроектированный для компании «Rogozarski», представлял собой двухместный спортивный/туристский вы-сокоплан. Он был оснащен мотором воздушного охлаждения Siemens Sh 14 и развивал максимальную скорость 105 км/ч. Прототип выполнил первый полет в мае 1930 года, однако после испытаний ВВС Югославии не стали заказывать серийные машины.SIM—VI: еще одна конструкция Милутиновича — двухместный низкоплан, предназначенный для использования в качестве недорогого учебного/туристского самолета с двойным управлением. На прототипе стоял 4-цилиндровый мотор Walter Mikron мощностью 50 л.с. Первый полет прототип (YU-PDX) выполнил в 1937 году. Два самолета использовались государственным аэроклубом Югославии.

Развитием SIM-VI стал SIM—Via (один самолет с регистрацией YU-PEZ) с мотором мощностью 60 л. с., машину также передали государственному аэроклубу. В 1940 году самолет приглянулся военным, которые использовали его как связной до начала вторжения немцев в апреле. 7 апреля 1941 года SIM—Via уничтожила на аэродроме германская авиация.SIM—VIII: специализированный двухместный туристский/учебный высо-коплан SIM—VIII разработан на основе SIM—II. Первый
полет выполнил в 1931 году. Компания «Rogozarski» построила три самолета для аэроклубов, еще две машины собрала компания «Ikarus» в 1933 году для ВВС Югославии. SIM—VIII с мотором Siemens 14 мощностью 110 л.с. развивал максимальную скорость 173 км/ч.

Brucos: самолет спроектирован как двухместный моноплан для первоначального обучения. На самолет установили 130-сильный мотор Havilland Gipsy Major; первый полет машина выполнила в мае 1940 года.Brucos проходил испытания в ВВС Югославии, но из-за ряда недостатков военных не устроил. Компания «Rogozarski» безуспешно предлагала югославским ВМС варианте поплавковым шасси типа Edo и мотором Walter Six мощностью 188 л. с.Производственные мощности «Rogozarski» в Белграде были полностью разрушены в войну. В 1946 году остатки «Rogozarski», «Ikarus» и «Zmaj» были национализированы новым правительством страны.