Истребители Nieuport


Истребители Nieuport массово применялись в годы Первой мировой войны. Созданный для ликвидации самолета, прозванного «Бичом Фоккера», новый легкий, маневренный и скоростной истребитель понравился летчикам-асам.
Истребители семейства Nieuport конструктивно представляли собой полуторапланы и стали одними из главных в авиапарке стран антигерманской коалиции в годы Первой мировой войны
.

История их началась в 1914 году, когда компания «Nieuport» после гибели в авиакатастрофах Эдуара и Шарля де Ньюпоров была приобретена Анри де ла Мертом. Главным конструктором компании был назначен военно-морской инженер Гюстав Деляж, который приступил к созданию семейства военных по-луторапланов. В 1915 году на вооружение поступил двухместный Nieuport X, в том же году заказчику был поставлен и первый скоростной истребитель Nieuport XI.
Очень легкий, с великолепной маневренностью и хорошей скоро подъемностью, новый истребител] сразу же приобрел популярность у летчиков и был принят на вооружение британцами, бельгийцами, итальянцами и французами. К началу 1916 года на вооружение стал поступать усовершенствованный вариант Nieuport XVI, имевший более мощный двигатель. На самолете летали такие известные асы того времени, как британец Альберт Болл и француз Жорж Гинемер.

Но были у истребителей Nieuport и недостатки самолеты не отличались прочностью конструкции. На следующей модели, Nieuport XVII, данный недостаток постарались исправить. На самолет установили более мощный ротативный двигатель Le Rhone мощностью 113 л. с., что вкупе с модифицированными верхним и нижним крыльями обеспечило машине более высокие летные характеристики. 2 мая 1916 года Nieuport XVII (Туре И) поступил на вооружение эскадрильи N57, почти одновременно в британский авиакорпус поступил DH.2. Создание обоих самолетов началось в ответ на огромные потери, которые несла авиация стран Антанты во время господства в воздухе так называемого «Бича Фоккера». Но имеются данные, что ранние модификации данных машин имелись у французов и британцев еще до этого.

Француз Гинемер из эскадрильи N3, воевавший на данной машине, продемонстрировал высокое мастерство в боях с монопланами Fokker. Среди других французских летчиков-асов, летавших на Nieuport XVII, можно отметить Шарля Нунжессера, Мориса Буайо, Армана Пинсара, Рене Дорма, Габриэля Герена, Альберта Дёллена и Жана Наварра. А вот знаменитый Рене Фонк на Nieuport не летал, а сразу получил SPAD.Молодой Альберт Болл стал асом, летая в 11-й эскадрилье именно на Nieuport XVII. С августа 1916 года по май 1917 года он сбил 44 вражеских самолета. Болл погиб 7 мая 1917 года, но в то время появился уже новый ас на Nieuport XVII  капитан Уильям Бишоп из 60-й эскадрильи.

Истребители Nieuport активно применялись бельгийскими летчиками, на них летали такие асы, как Андре де Мёлемеестер, Эдмонд Тиеффри, Ян Олислагерс и Франсис Жаке. Итальянские летчики летали на Nieuport XVII, построенных компанией «МассЫ» в 1916—1917    годах, а среди асов можно отметить Франческо Барака, Пьера Пиччио и Сильвио Скарони.Семейство истребителей Nieuport включало вариант Type XXI, поставлявшийся в Россию и США, более мощный Type XXIII, поступивший на смену более ранним истребителям во французских, британских, бельгийских и итальянских ВВС, а также отличавшиеся более обтекаемой конструкцией варианты Type XXIV, XXV и XXVII. Nieuport Type XXVIII в целом был на уровне британского Sop-with Camel, но отличался от него лучшей управляемостью, а стандартным вооружением на нем стали два установленных в носовой части пулемета. Главными новшествами стали доработанный, более обтекаемый фюзеляж круглого сечения, модифицированные крылья и хвостовое оперение, а также параллельные стойки вместо V-образных.

Первоначально на самолет поставили ротативный двигатель Gnome 9N номинальной мощностью 160 л. с., но в действительности он редко развивал такую мощность. В итоге было принято решение заменить двигатель Gnome на Le Rhone, а затем  на Gnome Monosoupape. Ближе к концу 1917 года самолеты Type XXVIII поступили на вооружение ряда французских эскадрилий, но были плохо восприняты летчиками. Оказалось, что зачастую в полете, особенно во время резких маневров, происходил срыв полотняной обшивки с верхнего крыла. Однако этот самолет оказался единственным, доступным в большом количестве на тот момент, когда в начале

1918    года во Францию начали прибывать летчики Американского экспедиционного корпуса. Первыми на фронт попали четыре эскадрильи 1-й истребительной группы. Все они были вооружены самолетами Type XXVIII, но ввиду слабой огневой подготовки летчиков их достижения были несущественными. Значительных успехов добились лейтенанты Алан Уинслоу, Дуглас Кэмпбелл, Джимми Мейсснер и ряд других, но в то же время погибли известные летчики Квентин Рузвельт и Рауль Лаф-бери. Подозревая, что французы «подсунули» им плохие самолеты, американцы в июле 1918 года приняли решение заменить их на SPAD XIII. Впрочем, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Nieuport XXVIII был хорошим истребителем, но его недостатком был низкий уровень качества производства двигателя  результат соответствующего отношения к данному вопросу со стороны французских производителей в последние месяцы Первой мировой войны.