Истребитель Sopwith Triplane

Эксплуатировавшийся в авиации британских ВМС, истребитель Sopwith Triplane за семь месяце боев на Западном фронте доказал свое превосходство над любым противником.Боевой дебют истребителя Sopwith Pup состоялся вскоре после того, как он был представлен публике в феврале 1916 года. Самолет начал поступать в Королевский воздушный корпус и авиацию ВМС Великобритании, а специалисты «Sopwith» приступили к работе над новым истребителем  для борьбы с немецкими Albatros D.II и D.III.


Главный конструктор «Sopwith» Герберт Смит решил обеспечить новому самолету хорошую поворотливость и управляемость Pup, добавив высокие скорость и маневренность, а также улучшив обзор летчику.Новый истребитель сохранил фюзеляж и хвостовое оперение Pup, но имел полностью новую носовую часть фюзеляжа и более мощный двигатель. Самой отличительной особенностью нового самолета стала коробка из трех расположенных друг над другом с небольшим уступом крыльев, что и определило его название  Triplane («Триплан»), Вооружение первоначально включало один синхронизированный 7,7-мм пулемет Vickers, как на Pup, но затем на истребитель установили и второй пулемет.

Два прототипа Triplane были облетаны в мае и августе 1916 года и оснащались, соответственно, двигателями Clerget 9z мощностью 110 л. с. и Clerget 9b мощностью 130 л. с. Для проведения войсковых испытаний самолеты были направлены на фронт в северную часть Франции, где воевала эскадрилья «А» (позже 1-я военно-морская эскадрилья)авиации британских ВМС. Испытания прошли успешно, и самолет был заказан в серию для Королевского воздушного корпуса и авиации флота, хотя подавляющее большинство машин оказалось в военно-морской авиации. Поставки в войска начались в конце 1916 года, первыми в апреле 1917 года боевые вылеты стали выполнять истребители 1-й (военно-морской) эскадрильи.Вскоре на новую машину перевооружились 8-я и 10-я эскадрильи авиации флота. Triplane также поступил на вооружение эскадрильи авиации ВМС Франции, дислоцировавшейся в Дюнкерке. Достаточно быстро Triplane доказал, что он превосходит лучший немецкий истребитель Albatros D.III, имея лучшие скорость (на 24 км/ч), скороподъемность и маневренность. В апреле 1917 года два Triplane вступили в бой с 14 самолетами противника и после 45 минут боя сбили три немецких самолета, заставив остальные ретироваться. Наиболее известным летчиком, воевавшим на Triplane, стал флайт саб-лейтенант Рэймонд Коллишоу  командир канадского звена «В» 10-й (военно-морской) эскадрильи.


С мая по июль звено Коллишоу, известное как «Black Flight», одержало на Triplane не менее 87 побед, потеряв всего один свой самолет. Сам Коллишоу за 27 дней боев в июне сбил 16 самолетов противника. За семь месяцев боев на Западном фронте Triplane завоевал господство в воздухе, доказав свое превосходство над всеми самолетами противника. Британские летчики докладывали, что немецкие пилоты, лишь заметив вдалеке характерный силуэт Triplane, сразу же стремились покинуть поле боя.«Tripehound» или «Tripe», как часто называли новый истребитель, стал первым самолетом триплан-ной схемы, получившим боевое крещение. Попытки создания аналогичного самолета были почти сразу же предприняты немецкими и австро-венгерскими конструкторами, но единственным успешным проектом стал немецкий Fokker Dr. 1, который начал поступать на фронт в конце 1917 года. В августе 1917 года 8-я, 9-я и 10-я (военно-морские)эскадрильи приступили к перевооружению с самолетов Triplane и Pup на Sopwith Camel. К осени превосходство Triplane стало постепенно сходить на нет, и потери среди данных истребителей стали возрастать. К ноябрю 1917 года самолет сняли с фронта, последнее их боевое применение состоялось в ходе битвы при Пашендейле в июле — ноябре 1917 года. В общей сложности было построено лишь около 150 самолетов Triplane.