Самолет Heinkel He 111


He 111 изначально создавался и как авиалайнер, и как бомбардировщик. В 1930-е годы на него делали ставку при наращивании своей мощи Люфтваффе. Самолет стал основой парка бомбардировочной авиации, а ранние варианты приняли участие в боях в Испании.


Самолет Не 111 был спроектирован группой конструкторов под руководством Зигфрида и Вальтера Гюнтеров в ответ на требования к новому скоростному авиалайнеру, который можно было при минимальных усилиях превратить в бомбардировщик. Фактически Не 111 можно назвать увеличенным двухмоторным вариантом самолета Не 70 Blitz, поступившим в эксплуатацию авиакомпании «Luft Hansa» в 1934 году. Самолет сохранил форму крыла и хвостового оперения предшественника и получил два двигателя BMW VI 6,0 Z мощностью по 600 л. с. Первый прототип был облетан 25 февраля 1935 года в Маринее под управлением Герхарда Нитшке, а примерно спустя три недели в воздух поднялся второй прототип. Третий прототип, предшественник бомбардировочной версии Не 111 А, продемонстрировал лучшие летные качества, чем были у некоторых истребителей того периода.

В течение 1936 года «Luft Hansa» вывела на линии шесть 10-мест-ных Не 111С-0, в то же время в Рехлине проводились испытания военного варианта Не 111А-0. Однако силовая установка первых 10 военных машин была признана недостаточной для нормальной бомбовой нагрузки, и их продали Китаю. Разработчик же выпустил
Не 111В. Предсерийный Не 111В-0 получил двигатели Daimler-Benz DB 600А мощностью по 1000 л. с., причем, несмотря на рост массы, самолет мог развивать максимальную скорость 360 км/ч. К концу 1936 года появился первый серийный Не 111В-1, оснащенный двумя моторами DB 600С мощностью по 880 л. с. После успешных испытаний машина поступила в 1-ю эскадрилью 154-й бомбардировочной эскадры (затем 157-я бомбардировочная эскадра), а также в 152-ю, 155-ю, 253-ю и 355-ю бомбардировочные эскадры. 30 самолетов Не 111 В-1 были поставлены в Испанию в легион «Кондор». В 1937 году в серию пошла модификация Не 111 В-2, оснащенная двигателями DB 603CG мощностью по 950 л. с. Несколько Не 111D-0 и Не 111D-1 были построены с двигателями DB 600Ga мощностью 950 л. с., а в 1938 году производитель переключился на модификацию Не 111Е, оснащенную двигателями Junkers Jumo 211А-1 мощностью по 1000 л. с. Было выпущено около 200 самолетов, способных нести до 2000 кг бомб, — сравнимый показатель с британским тяжелым бомбардировщиком Armstrong Whitworth Whitley Mk III, имевшим намного меньшую максимальную скорость.


Тем временем разработчик предпринял усилия по упрощению конструкции крыла Не 111, чтобы упростить работу серийным заводам. В итоге самолет получил крыло с прямыми передней и задней кромками. На серийных машинах данное крыло ставилось с модификации Не 111F — с1938    года машину, оснащенную двигателями Jumo 211А-3 мощностью по 1100 л. с., стал выпускать завод «Heinkel» в Ораниенбурге. 24 самолета Не 111 F-1 были поставлены Турции, в германские Люфтваффе поступала модификация F-4. Вариант Не 111G был выпущен в количестве 9 машин, из них пять — с двигателями BMW 132Dc, либо BMW 132Н-1, либо рядными DB 600G — передали компании «Lufthansa», а остальные отправили в Турцию под обозначением Не 111G-5. Одновременно с Не 111G выпускался торпедоносец Не 111J — было собрано 90 таких самолетов, но в реальности они эксплуатировались в 1939 году в 806-й бомбардировочной группе авиации Кригсмарине как обычные бомбардировщики.

С модификации Не 111Р самолет получил ровную (без уступа между козырьком пилотской кабины и кабиной штурмана, расположенной ниже) носовую часть с большой площадью остекления — с тех пор это стало отличительной чертой Не 111. Слева в носовой части установили пулемет, а с целью улучшения обзора для пилота при посадке вверху соорудили небольшой сдвижной люк в остеклении. Не 111Р поступил в производство в конце 1938 года, а уже в апреле1939    года эти самолеты первой получила 157-я бомбардировочная эскадра. К сентябрю 1939 года в строевых частях уже поступило значительное количество самолетов: Не 111Н —400 машин, Не 111Р — 349, Не I11E — 38, Не 111J — 21.В общей сложности — 808 машин, из которых на момент вторжения в Польшу в боеспособном состоянии находились 705. В польской кампании активное участие приняли машины 1-й, 4-й, 26-й и 27-й бомбардировочных эскадр, а также II группы 1-й учебной эскадры. Ввиду недостатка подходящих аэродромов лишь 4-я и 26-я эскадры и 100-я боевая группа, вооруженные Не 111, приняли участие в Норвежской кампании, остальные же части находились в готовности к наступлению на западном фронте — оно началось 10 мая 1940 года. Уже четыре дня спустя 100 машин 54-й бомбардировочной эскадры атаковали Роттердам — 57 самолетов сбросили 97 т бомб на центральную часть города; погибло 814 голландских граждан.