Бомболет для Кутузова

 По тверской дороге на Петербург нескончаемым потоком двигались подводы, дормезы, рыдваны - население покидало Москву, к которой приближались французы. Среди прочих транспортных средств ничем не выделялась забрызганная грязью по самую крышу карета, в которой ехали подданный Германии Шмидт и курляндец Фейхнер. Однако с подорожными за подписью самого генерал-губернатора Москвы графа Ростопчина в ней на самом деле находились немецкий механик Франц Леппих и русский фельдъегерь Адольф Иордан.


Оказывается, речь шла о деле государственной важности: создании управляемого воздушного шара. Франц Леппих обратился с этим проектом вначале к Наполеону, а затем и к русскому императору Александру I. 22 марта 1812 года русский посланник в Германии сообщил: «...Ныне сделано  открытие столь великой важно-I сти, что оно необходимо должно f иметь выгоднейшие последствия для тех, которые первыми оными воспользуются... Механик Леппих после многих поисков нашел, что птицы маханием крыльев своих делают пустоту в атмосфере, которая принуждает их стремительно двигаться в облегченном пространстве. Он приноровил к шару крылья в виде гигантских весел. И какое же было его восхищение, когда за три часа полета в различных направлениях, как вперед, так и назад, по ветру и против ветра, подымаясь и опускаясь по своему произволу, он преодолел 45 французских миль...