Бомбардировщик истребитель Sopwith 1 1/2 Strutter

В декабре 1915 года фирма «Sopwith» подняла в воздух прототип нового боевого биплана, созданного по требованиям ВМС. Были показаны столь высокие характеристики, что самолет был запущен в крупную серию под морским обозначением Admiralty Туре 9700 и армейским обозначением Two-Seater. Однако известность он получил как 1 Vi-Strutter (полуторастоечник), так как длина стоек кабана составляла половину длины межкрыльевых стоек. Машина была оснащена воздушными тормозами и переставным стабилизатором.


Самолет выпускался в двухместном и одноместном вариантах, причем последний использовался в качестве бомбардировщика только ВМС. Когда в апреле 1916 года первые серийные экземпляры поступили на вооружение авиации британских ВМС, они стали первыми английскими самолетами, оснащенными синхронизаторами, позволявшими вести огонь из пулемета через плоскость ометания винта. Кроме того, в задней кабине был установлен еще один пулемет на турели.Прототип был оснащен 110-сильным (82 кВт) рота-тивным ПД Clerget, но на серийные машины (одноместные и двухместные) устанавливались 110- и 130-сильные (82 кВт и 97 кВт) ротативные ПД Clerget; на некоторые двухместные самолеты устанавливался 110-сильный (82 кВт) ротативный ПД Le Rhone.

Начавшие боевую службу на Западном фронте, 1 '/2-Strutter оказались на переднем крае борьбы с германскими истребителями. Но всего через пару месяцев их превзошли по летным характеристикам новые германские самолеты Albatros и Halberstadt. Тем не менее при адекватном эскорте истребителей 1’/2-Strutter продолжал оставаться весьма эффективным дальним разведчиком. Но после серьезных потерь во время периода боев, названного «Кровавым апрелем», было принято решение о замене самолета новыми, более скоростными и маневренными машинами. К реализации этого решения приступили в июле 1917 года. Однако в ВМС 11/2-Strutter прослужили долго до конца войны они использовались в качестве корабельных самолетов, оснащенных как колесным, так и лыжным шасси. Помимо Франции они применялись на Эгейском и Македонском ТВД. 4 апреля 1918 года морской 1'/2-Strutter стал первой двухместной машиной, поднявшейся в воздух с британского корабля,  с платформы на башне тяжелого крейсера «Австралия».Всего в Британии выпустили свыше 1400Vh Strutter. К ним следует добавить от 4200 до 4500 машин, построенных во Франции для их ВВС. Они выпускались в вариантах SOP.1 А2 (двухместный разведчик), SOP.1 В2 (двухместный бомбардировщик) и SOP.1 В1 (одноместный бомбардировщик).Помимо Британии, этот замечательный самолет (как во время, так и после Первой мировой войны) состоял на вооружении воздушных сил Бельгии, Франции, Латвии, Польши, России, Румынии, Японии, а также американских Экспедиционных Сил. Также Sopwith 1 '/2-Strutter активно использовался в больших количествах в гражданской войне в России и советско-польской войне 1919-1921 годов.