Летчик-испытатель Виктор Пугачев



Виктор Георгиевич Пугачев привлек внимание зарубежных коллег в 1989 году — как старший летчик-испытатель ОКБ им. П. О. Сухого он представил Су-27 на авиасалоне в Ае Бурже.Виктор Пугачев родился 8 августа 1948 года в Таганроге. После окончания школы поступил в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков, где освоил L-29 и Су-7Б. С 1970 года Пугачев служил инструктором в дислоцированном в Таганроге учебном полку Ейского училища, вооруженном Су-7Б. В 1973 году Пугачев предпринял первую попытку стать летчиком-испытате-лем Министерства авиационной промышленности. В знаменитую Школу летчиков-испытателей (ШЛИ) Пугачев поступил только в 1976 году.После окончания ШЛИ В. Пугачев стал летчиком-испытателем ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском, где проработал два года.В 1980 году его и Николая Садов-никова взяли на работу в ОКБ П. О. Сухого.



Самой известной темой, которую вел В. Пугачев, стали испытания Су-27, в которых он принимал участие с 1983 года. Однако еще в июле 1982 года Пугачев выполнил на опытной машине Т10-3 взлет с трамплина в Саках (Крым).К 1983 году Т10-3 выработал назначенный ресурс и использовался только для наземных испытаний на зацеп аэрофинишеров тормозным гаком.На прототипе Т10-25 В. Пугачев 30 августа 1984 года выполнил первую посадку с зацеплением гаком аэрофинишеров, хотя в корабельной программе он был еще не самым опытным летчиком.17 августа 1987 года В. Пугачев впервые поднял в воздух первый прототип Су-27К, а с сентября1988    года, после катапультирования Н. Садовникова, стал старшим по корабельной тематике на фирме Сухого. В 1988 году В. Г. Пугачева удостоили звания Герой Советского Союза, он стал старшим летчи-ком-испытателем. Помимо демонстрации возможностей Су-27 на разнообразных авиационных выставках и авиашоу, пилот отдавал много сил испытаниям Су-27К.

Специально для показа техники В. Пугачев филигранно отработал элемент программы российских летных испытаний  динамическое торможение: самолет «забрасывает» носовую часть назад так, что угол атаки становится отрицательным. 28 апреля 1989 года В. Пугачев выполнил «кобру» на Су-27. Образное название для нее придумал Генеральный конструктор ОКБ М. П. Симонов в беседе с журналистами:«... представьте себе атакующую кобру!». Вскоре новую фигуру высшего пилотажа стали называть «кобра Пугачева».С тех пор «кобра» стала элементом выступлений пилотов Су-27 и МиГ-29 на многочисленных авиашоу по всему миру.В. Пугачев первым в России осуществил посадку самолета обычной схемы на корабль  1 ноября1989    года на ТАКР «Тбилиси» («Адмирал Кузнецов»). Во многом благодаря усилиям Пугачева продвигалась программа разработки двухместного палубного Су-27КУБ.В. Пугачев попал в число нескольких летчиков, работавших по программе рекордного П-42, он установил на этой машине семь мировых рекордов скороподъемности.