Самолеты Вадима Борисовича Шаврова

Вадим Борисович Шавров с 1925 года работал в Отделе морского опытного самолетостроения (ОМОС) под руководством Д. П. Григоровича. После трех лет работы он самостоятельно спроектировал летающую лодку  амфибию Ш-1, совершившую первый полет 21 июня 1929 года. Самолет показал неплохие характеристики  с 85-сильным (63-кВт) радиальным ПД Walter он развивал максимальную скорость 126 км/ч.


Хотя Ш-1 остался прототипом, на базе его проекта была создана несколько большая по размерам амфибия LU-2, первый полет которой (с суши) состоялся 11 ноября 1930 года. Этот самолет оказался первой советской летающей лодкой, выпущенной крупной серией  было построено свыше 700 машин. Ш-2 применялись по всему СССР в качестве транспортных, разъездных и учебных самолетов и на протяжении многих лет использовались для рыбоохраны и патрулирования, а также широко использовались в Арктике. Обозначение Ш-2С было присвоено санитарному варианту, способному перевозить одного или двух пациентов на носилках.

В 1939 году «Аэрофлот» собрал дополнительные лодки Ш-2, использовав имевшиеся запасы запасных частей, а позднее снова было возобновлено серийное производство. Помимо использования в гражданской авиации, самолет широко применялся в ВВС. Часть машин позднего выпуска получила остекленную кабину экипажа и ряд других усовершенствова-
ний, сменив обозначение на Ш-2бис. Большинство из них оснащалось доработанным двигателем М-11Л.Следующим из реализованных проектов В. Б. Шаврова стала летающая лодка  амфибия Ш-5, совершившая первый полет на лыжном шасси 19 марта 1934 года. Этот высоко-план был предназначен для аэрофотосъемки и оснащался двумя радиальными ПД М-22 мощностью по 480 л. с. (358 кВт). Но из-за затянувшегося проектирования и постройки самолет в серию не пошел.

Такая же судьба постигла самолет Ш-7  гражданскую транспортную летающую лодку-амфибию, совершившую первый полет 16 июня 1940 года. В конце того же года было принято решение о запуске самолета в серию, но его реализации помешала начавшаяся в 1941 году война. Единственный прототип в военные годы использовался для доставки срочных грузов и пассажиров на Волге. Ш-7 стал последним самолетом, разработанным Шавровым, хотя он еще несколько лет участвовал в качестве консультанта в разработке других проектов.Среди других самолетов В. Б. Шаврова были легкая транспортная амфибия Ш-3 со 120-сильным (89 кВт) ПД Cirrus Hermes, прототип которой был почти готов к февралю 1936 года, и дальняя летающая лодка  разведчик МДР-7, разработку которой завершили в 1937 году.