Опытные проекты Поликарпова Н. Н.

Под руководством Н. Н. Поликарпова была разработана большая серия самолетов, так и оставшихся в стадии опытных и экспериментальных. Первым в этом ряду проектов стал двухместный одностоечный ис-требитель-полутораплан ДИ-1, или 2И-Н1, облетанный 12 января 1926 года. Литера «Н» обозначала тип силовой установки  двигатель Napier Lion мощностью 450 л.с. (336 кВт), позволявший развивать максимальную скорость 268 км/ч. Самолет имел достаточно хорошие летные характеристики, но по причине бракав сборке в марте 1926 года в одном из полетов произошла потеря фанерной обшивки крыла на малой высоте. Последовала катастрофа, и работы по машине были прекращены.
 


Схожая судьба ожидала и двухместный истребитель ДИ-2 (или Д-2), конструктивно повторявший истребитель И-3, оснащавшийся двигателем BMW VI мощностью 500 л.с. и развивавший на высоте максимальную скорость 275 км/ч. В августе 1930 года в очередном полете произошла катастрофа, работы над машиной были прекращены. В 1927 году Н.Н. Поликарпов совместно с Л. Д. Колпаковым начали проектирование двухмоторного тяжелого бомбардировщика под обозначением Л2-2ЛД450. Окончательный вариант, названный ТБ-2, представлял собой подкосный полутораплан с экипажем из пяти человек и имел два двигателя BMW VI мощностью 680 л. с., установленных в гондолах на нижнем крыле. На летные испытания ТБ-2 поступил только летом 1930 года, но к тому времени все внимание уже сосредоточилось на бомбардировщике ТБ-3 и о ТБ-2 фактически «забыли».

Одноместный истребитель И-17 (ЦКБ-15), конструктивно представлявший собой свободнонесу-щий низкоплан смешанной конструкции, оснащался двигателем Hispano-Suiza 12 Ybrs мощностью 760 л. с. Он был облетан в сентябре 1934 года и развил максимальную скорость 455 км/ч. Второй прототип И-17 (ЦКБ-19) оснащался советским двигателем М-100 и отличался модифицированным шасси, элеронами меньшего размаха, без возможности дифференциального отклонения, а в качестве вооружения имел четыре пулемета ШКАС в крыле. Самолет выставлялся в 1936 году на Парижском авиасалоне, а на испытаниях показал скорость 485 км/ч и потолок 9700 м. Третий прототип ' И-17 (иногда И-17бис, также ЦКБ-19бис) получил 20-мм мотор-пушку и два пулемета ШКАС в отъемных частях крыла. И-17бис, оснащенный двигателем М-100А, был облетан в начале ноября 1936 года. В том же году работы по нему были прекращены. В серию не пошли также такие проекты, как подвесной (паразитный) истребитель И-17 для подвески под тяжелый бомбардировщик ТБ-3; И-19 (ЦКБ-25) с форсированным двигателем М-34 с гликолевым охлаждением; ЦКБ-19бис с двигателем HS12Ycrs, совмещенным с пушкой LUKAC-2, стреляющей через втулку винта;

И-18 (ЦКБ-33) с двигателем HS12Ycrs и пароиспарительной системой охлаждения; ЦКБ-43 с двигателем HS12Ycrs и др.
Оригинальными разработками Н. Н. Поликарпова стали самолеты  истребители танков ВИТ-1 и ВИТ-2 (ВИТ  воздушный истребитель танков). Первый представлял собой низкоплан с однокилевым оперением и был построен только в варианте прототипа — применялось так же обозначение МПИ-1 и имел две 37-мм пушки в крыле, подвижную 20-мм пушку ШВАК-20 в носовой части и 7,62-мм пулемет ШКАС на задней турели, плюс две 500-кг бомбы на наружной подвеске и до 600 кг бомб внутри. Самолет был облетан В. П. Чкаловым в октябре 1937 года, на высоте 3000 м максимальная скорость достигла 494 км/ч. За-водские испытания самолета завершены не были.

Модифицированный вариант, ВИТ-2, представлял собой двухмоторный цельнометаллический низкоплан с двухкилевым хвостовым оперением. Самолет оснащался двумя двигателями М-103 и поступил на испытания в мае 1938 года. На испытаниях при полетной массе машины 6166 кг на высоте 4500 м была достигнута максимальная скорость 498 км/ч, а при полетной массе 5350 кг  508 км/ч. Затем были проведены испытания ВИТ-2 с двигателем М-105. Вооружение включало две 20-мм пушки ШВАК-20 (в носовой части и на турели), две 20-мм пушки и две 37-мм пушки в крыле, два 7,62-мм пулемета ШКАС и до 1600 кг бомб. В серию пошел другой вариант ближнего скоростного бомбардировщика, известный как СПБ (скоростной пикирующий бомбардировщик).

В общесоюзном конкурсе на создание нового многоцелевого самолета, который получил условное обозначение «Иванов», принял участие и Н. Н. Поликарпов. Самолет по его проекту, представлявший собой ближний бомбардировщик-разведчик, был построен в июле 1938 года, а 3 августа он уже был облетан. Однако в серию пошел самолет конструкции П. О. Сухого— Су-2.Двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик СПБ (Д) был создан на базе ВИТ-2, он оснащался двумя двигателями М-105 мощностью по1050л.с.и нес четыре пулемета и до 1500 кг бомб, однако также в серию не пошел.В июле 1944 года, после смерти Н.Н. Поликарпова, была прекращена работа и по ряду других проектов. Тяжелый истребитель сопровождения ТИС, второй прототип которого, ТИС (МА), был облетан летом 1944 года, оснащался двумя двигателями АМ-38Ф взлетной мощностью 1700 л. с., имел скорость на высоте 535 км/ч и дальность полета 1720 км. Самолет вооружался двумя 20-мм пушками ШВАК, двумя 45-мм пушками НС-45 в центроплане и пулеметом КБ в надфюзе-ляжной турели, мог нести до 1000 кг бомб.

И-174, или ИТП («истребитель тяжелый пушечный»), представлял собой свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции. Первый прототип ИТП (Ml) был облетан в феврале 1942 года, он оснащался мотором М-107П взлетной мощностью 1650 л.с. и был вооружен одной 37-мм и двумя 20-мм пушками, а на внешней подвеске мог нести до 400 кг бомб или восемь РС-82. Впоследствии на самолет поставили двигатель М-107ПА и заменили 37-мм мотор-пушку на 20-мм пушку. Второй прототип, ИТП (М2), оснащался двигателем АМ-37 и тремя синхронными пушками ШВАК. В декабре 1942 года он был передан из Новосибирска в Москву, где получил новый мотор АМ-39 взлетной мощностью 1800 л. с. и колеса основных опор шасси меньшего размера. ИТП (М-2) был облетан 23 ноября 1943 года, была достигнута максимальная скорость полета у земли 540 км/ч, на высоте 2500 м  570 км/ч, а на форсированном режиме  600 км/ч и 650 км/ч, соответственно.

Последним в данном ряду опытных машин стал двухмоторный ночной бомбардировщик НБ (другое обозначение — Т), имевший свободнонесущее высокорасположенное крыло и двухкилевое оперение. Макетная комиссия по НБ, в варианте с двигателями М-82А, прошла в августе 1942 года, а в 1944 году машину было решено модифицировать и к дневным действиям. Первый полет прототипа НБ, оснащенного уже двигателями АШ-82ФНВ мощностью 1850 л.с., состоялся 23 мая 1944 года. Самолет мог развивать максимальную скорость на высоте 515 км/ч, был вооружен тремя 12,7-мм пулеметами и мог брать бомбовую нагрузку до 5000 кг (нормальная— 2000 кг).