Военно-транспортный самолет Cargomaster



Заслужив звание самого большого военно-транспортного самолета ВВС США, Cargomaster всю свою 14-летнюю карьеру страдал от проблем с двигателями и недостаточной прочностью планера.Компания «Douglas Aircraft» была давним поставщиком военно-транспортных самолетов для ВВС США, поэтому нет ничего удивительного в том, что именно она получила в начале 1950-х годов два контракта на разработку турбовинтового тяжелого военно-транспортного самолета. Впрочем, более крупный вариант С-132 в 1956 году отклонили на стадии постройки макета  заказчик посчитал менее крупный С-133 Cargomaster более приемлемым.Полномасштабные проектные работы по самолету Cargomaster, предназначенному для замены С-124 Globemaster II, были начаты в феврале 1953 года. Прототипы не строились  ВВС США сразу законтрактовали 12 самолетов

Первая машина была выкачена с завода «Douglas» в Лонг Бич уже через три года. Самолет представлял собой весьма большой моноплан с высокорасположенным крылом с большим относительным удлинением, на котором были смонтированы четыре двигателя Pratt & Whitney Т34-Р-3 мощностью по 5700 л. с. Фюзеляж круглого поперечного сечения, вмещал 96% всего типового ряда автопарка Армии США. Погрузка и выгрузка осуществлялись через двухсекционную заднюю дверь, нижняя секция которой являлась погрузочной рампой, или через грузовую дверь по левому борту передней части фюзеляжа (открывалась вверх). Причем, технику высотой до 3,66 м можно было загонять своим ходом прямо в грузовой отсек. Вместимость машины впечатляла  45 359 кг груза или до 200 солдат (десантников).

Первый самолет (№53-145) впервые поднялся в воздух 23 апреля 1956 года под управлением Дж. Армстронга. В ходе летных испытаний выявились определенные недостатки, причем для улучшения управляемости пришлось увеличить размеры форкиля.Военная авиационная транспортная служба получила первые самолеты в августе 1957 года  первыми их эксплуатантами стали 39-я (авиабаза Довер, штат Дела-вер) и 84-я (авиабаза Мак-Корд, штат Вашингтон) авиатранспортные эскадрильи. На следующий год новые самолеты приступили к активной эксплуатации по всему миру, установив во время первых своих полетов в Европу рекорды скорости в трансатлантических перелетах для транспортных самолетов. 16 декабря 1958 года С-133А установил рекорд, подняв груз массой 53478 кг на высоту 4536 м.Всего построили 35 самолетов С-133А, в конструкцию которых постоянно вносились изменения: с восьмого самолета  короткая, без конуса хвостовая часть; с 33-го самолета  новая двухстворчатая задняя грузовая дверь. Последняя особенность конструкции сохранилась и на 15 самолетах С-133В, основным отличием которых стали двигатели T34-P-9W мощностью по 7500 л. с



Выпуск С-133В осуществлялся с октября 1959 года по апрель 1961 года, они отличались увеличенной полезной нагрузкой  могли перевозить 23 587 кг на дальность не менее 6437 км (С-133А 19051 кг).Существовали планы по третьей модификации, с двигателями Allison Т54 мощностью по 7500 л. с., но они не были реализованы.Основной проблемой Cargomaster стала его недостаточно надежная силовая установка, это же стало причиной его не особо длинной карьеры. Кроме того, возникли серьезные проблемы с прочностной усталостью планеров. После всего 14 лет службы самолеты в 1971 году были сняты с вооружения. Последние месяцы службы самолета прошли в беспрерывной перевозке грузов из США в Южный Вьетнам, а затем большинство машин закончили свою жизнь на месте хранения списанной авиатехники на авиабазе Дэвис-Монтан.

Но в 1973 году некоммерческая организация «Foundation for Airborne Relief» (FAR) приобрела четыре C-133A для переоборудования в летающие госпитали и применения их в ходе ликвидации крупномасштабных катастроф или стихийных бедствий. Предполагалось установить на самолетах операционные, палаты интенсивной терапии и даже обеспечить размещение на борту легкого медико-эвакуационного вертолета. Однако Федеральная авиационная администрация США посчитала невозможным «вернуть в небо» самолеты, списанные из-за проблем с прочностью конструкции и простоявшие на хранении несколько лет. Проект закрыли.Один из самолетов, купленных FAR (N136AR/54-136), интересен тем, что в 1966-1969 годах находился в эксплуатации у НАСА (носил бортовой номер «928», принадлежал Космическому центру им. Джонсона) и обеспечивал космическую программу США.Последнее применение Cargomaster произошло в 1976 году  грузовой авиаперевозчик «Northern Air Cargo» получил разрешение на использование одного С-133В для перевозки оборудования по программе сооружения трубопровода на Аляске.