Вертолеты Ми-8, Ми-9 и Ми-17


Разработка вертолета В-8, оснащаемого вертолетным вариантом двигателя АИ-24, была начата в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 20 февраля 1958 года  сначала работы велись под тактико-технические требования Министерства гражданской авиации. Через год к проекту подключилось и Министерство обороны. Рабочее проектирование однодвигательного В-8 началось в 1959 году, а 30 мая 1960 года вышло постановление о начале работ по двухдвигательному варианту этого вертолета  В-8А.


К началу лета 1961 года была завершена сборка первого прототипа В-8 с двигателем АИ-24В. На опытной машине были установлены проверенные четырехлопастный несущий и трехлопастный рулевой винты, автомат перекоса, трансмиссия, шасси, хвостовая и концевая балки и ряд других элементов от поршневого Ми-4 предыдущего поколения. А носовая и центральная части цельнометаллического полумоно-кокового фюзеляжа были полностью новыми. В самом начале проектирования новый вертолет и позиционировался как дальнейшая модификация Ми-4, но с газотурбинным двигателем. Первый В-8, облетанный 24 июня 1961 года, был представлен на испытания в пассажирском варианте с салоном на 18 мест (военный вариант вмещал 14 солдат или 12 раненых с сопровождающим). В декабре 1961 года В-8 был представлен на государственные совместные испытания, но к тому времени оба заказчика уже сделали ставку на двухдвигательный вариант.
Летом 1962 года на сборочную линию поступили новые двигатели ТВ2-117 и главный двухвальный редуктор ВР-8 разработки ОКБ С. П. Изотова. В связи с этим были внесены изменения в трансмиссию, конструкцию верхней части фюзеляжа и подредукторной несущей рамы, изменили конфигурацию пассажирской кабины (вместо 18 на 12 человек).

2 августа 1962 года состоялось первое висение двухдвигательного В-8А, 17 сентября он совершил первый свободный полет, а в марте 1963 года прототип поступил на государственные совместные испытания. Причем конструкторы постоянно вносили изменения, появились новые пятилопастный несущий винт, теплоэлектрическая проти-вообледенительная система винта, шасси с двухкамерными пневмомасляными амортизаторами и обтекателями на стойках и колесах, более грузоподъемная система внешней подвески (на 3 т), были разработаны четырехканальный автопилот АП-34 и автоматическая система регулирования для силовой установки, а вместо рулевого винта с деревянными лопастями установили новый винт с цельнометаллическими лопастями и втулкой на карданном подвесе. Вертолет постепенно превращался в принципиально новую машину следующего поколения.

В ноябре 1964 года комиссия рекомендовала принять двухдвигательный вертолет к запуску в серию, а десантно-транспортный вариант к принятию на вооружение ВС СССР. 3 ноября того же года для серийной постройки вертолета, которому присвоили обозначение Ми-8П (пассажирский) и Ми-8Т (десантнотранспортный), был выбран казанский авиазавод.Серийный Ми-8Т, принятый на вооружение в 1968 году, внешне отличался от прототипа круглой формой боковых окон грузовой кабины. Прямоугольные окна остались только на пассажирском Ми-8П и его модификациях, основой которых стал салон на 28 пассажиров.В 1968 году завершились испытания вооруженного варианта вертолета  Ми-8ТВ, по бокам фюзеляжа у него крепились ферменные консоли с двумя балочными держателями для блоков НАР или бомб калибром от 50 до 500 кг.

Но данное название было введено только в 1974 году официально его применили к «тяжеловооруженной» модификации, с носовой пулеметной установкой НУВ-1-2М с 12,7-мм пулеметом и возможностью подвески на балочных держателях по три на каждом борту  блоков НАР типа С-5 или авиабомб калибром от 50 до 500 кг, а также пусковых установок для ПТУР «Фаланга» (на экспортных ПТУР «Малютка»), Постепенно появлялись и другие варианты вооружения военных Ми-8 и Ми-17. Позже на базе модификации Ми-8АМТ был создан универсальный транс-портно-боевой Ми-8АМТШ (экспортный Ми-171Ш).

Этот вариант получил почти полный комплекс управляемого и неуправляемого вооружения от Ми-24  ПТРК «Штурм-В» (8 ракет «Штурм» или «Атака»), блоки НАР и различное стрелково-пушечное вооружение.Вскоре после начала серийного производства на Ми-8 установили усовершенствованные двигатели ТВ2-117А, а на машины для районов с жарким и тропическим климатом с 1973 года ставили специально доработанные силовые установки. В конце 1970-х годое появился форсированный двигатель ТВ2-117Ф, имевший взлетную мощность на чрезвычайном режиме 1700 л.с. (его установили на модификацию Ми-8АП), а в 1980-е годы вместо ТВ2-117А серийные Ми-8 оснащались двигателями ТВ2-117АГ с графитовым уплотнением в опорах турбокомпрессора (модификация Ми-8АТ).

В рамках программы модернизации в 1970-е годы был подготовлен эскизный проект варианта Ми-8М, который предполагалось оснащать новыми двигателями ТВЗ-117МТ, главным редуктором ВР-14 и усиленной трансмиссией. Изменениям подвергались фюзеляж, который был удлинен, и трансмиссия машины. На первом этапе предполагалось внедрить в серию машину с минимальными изменениями (силовая установка, трансмиссия и пр.), которая получила обозначение Ми-8МТ, а затем полностью модернизированную машину с удлиненным фюзеляжем и пр. Однако до распада СССР удалось выполнить лишь первый этап программы  в течение 1977-1997 годов казанский завод выпустил более 3,5 тысяч вертолетов с двигателями ТВЗ-117МТ и ТВЗ-117ВМ. Работы по удлиненному варианту, получившему вначале обозначение Ми-18 и приступившему к испытаниям в 1979 году, закончены так и не были  впоследствии ряд усовершенствований и доработок внедрили на Ми-8МТ, а также перенесли на новый вертолет Ми-38.

В 1991 годуМи-8МТ пошел в серию на улан-удиИ-ском авиазаводе  под обозначением Ми-8АМТ (Ми-171). Втоже время на казанском авиазаводе вслед за базовой моделью Ми-8МТВ-1 (Ми-17-1 В) в серийное производство пошли Ми-8МТВ-2 и МИ-8МТВ-3 (Ми-172/172А). На них были применены рулевой винт с увеличенной хордой лопастей и повышенной жесткостью проводки управления, система беспарашютного десантирования и бортовая стрела большей грузоподъемности.
На Ми-8МТВ-3 из 6 балочных держателей осталось 4, но число возможных вариантов подвески вооружения увеличилось с 8 до 24. В 1997 году была создана новая серийная базовая модификация  МИ-8МТВ-5 (Ми-17В-5), отличающаяся задней рампой вместо двухстворчатого грузового люка и рядом других усовершенствований. В интересах военных также созданы варианты: вертолетные воздушные командные пункты Ми-8ВКП (Ми-8ВзПУ), Ми-9 (Ми-8ИВ), Ми-19 и Ми-19Р, предназначавшиеся для командиров мотострелковых, танковых и дивизий РВСН, авиационных подразделений; вертолеты РЭБ Ми-8СМВ (комплекс РЭБ «Смальта-В»), Ми-8ПП (комплекс РЭБ «Поле»), Ми-8ППА (станции «Азалия» и «Фа-' соль»), Ми-8МТИ (Ми-13), МИ-8МТП, МИ-8МТПБ, МИ-8МТПИ, МИ-8МТПШ, МИ-8МТД, Ми-8МТС, МИ-8МТР1, МИ-8МТР2, МИ-8МТУ Ми-8МТШ1, Ми-8МТШ2, Ми-8МТШЗ, Ми-8МТЯ и Ми-8МТ-1 С (экспортные Ми-17ПИ,

Ми-17П, Ми-17ПГ и пр.); медицинские Ми-8МБ, впервые оснащенные бортовым операционным пунктом, Ми-8МТБ, Ми-8МТН, МИ-8МТВ-ЗГ, МИ-8МТВМ, Ми-8МТВМПС и экспортные Ми-17Г и Ми-17-1ВА; вер-толеты-тральщики Ми-8БГ; установщики противотанковых и противопехотных мин Ми-8АВ (Ми-8ВСМ) и Ми-8АД; разведывательные вертолетытактические Ми-8Р (Ми-8ГР) и Ми-8МТА, «ночной» разведывательный Ми-8МТКО (Ми-17Н), телевизионный артиллерийский разведчик-корректировщик Ми-8ТГ (Ми-8ТАРК) и вертолеты радиационной и химической разведки Ми-8ВД, Ми-8МТС и Ми-8МТГ; топливозаправщик Ми-8ТЗ; летающая тех-нико-эксплуатационная мастерская Ми-8ТЭЧ-24; аэрофоторазведчик Ми-8МТФ; постановщик дымовых завес Ми-8МТФ; вертолет для обеспечения охраны границы и экономической зоны Ми-8МА, специальный морской спасательный Ми-8СП и поисково-спа-сательный для эвакуации приземлившихся космонавтов Ми-8СПА, а также вер-толеты-укладчики кабеля, ретрансляторы, передающие пункты телевизионной связи.

Не менее многочисленным получилось и семейство гражданских Ми-8/17: вертолеты-салоны Ми-8С и Ми-8ПС, выпускавшиеся в 7-, 8- и 11 -местном вариантах (МИ-8ПС-7, Ми-8ПС-9 и Ми-8ПС-11), Ми-8АПС, Ми-8АП-2, Ми-8АП4 и Ми-8ТП с двигателями ТВ2-117АГ, а также варианты на базе Ми-8МТ (МИ-8С-1, МИ-8С-2, МИ-8МД, Ми-8МС, Ми-8МСО, МИ-8МСД, Ми-8МО, Ми-8ТП и пр.) и Ми-8МТВ; научно-исследовательские лаборатории и летающие лаборатории для испытания новых агрегатов и оборудования для модификаций Ми-14, Ми-24 и Ми-28; крановомонтажные Ми-8МТ; сельскохозяйственные Ми-8АТС и Ми-8МТСх; противопожарные Ми-8ТЛ и варианты на базе Ми-8МТ и Ми-8МТВ (последний с подфюзеляжным водяным баком с интегрированной в него емкостью для пенообразующей жидкости и насосной станцией, подвешенной на бортовой лебедке); «утепленные» и оборудованные дополнительными топливными баками и средствами связи арктические модификации на базе Ми-8МТ и Ми-8МТВ; вариант Ми-8ТГ с двигателями ТВ2-117ТГ, работающими на жидком метане, и пр.