Вертолеты McDonnell Douglas Helicopters MD 520N, 530, 530F


Работы по усовершенствованию вертолета McDonnell Douglas Helicopters +MD 500 привели к появлению MD 530, первая модификация которого, предназначенная для гражданских заказчиков, получила обозначение MD 530F Lifter и была облетана 22 октября 1982 года. Новая машина отличалась пятилопастным несущим винтом и рулевым винтом  диаметры несущего и рулевого винта были увеличены на 0,305 м и 0,051 м, соответственно. MD 530 оснащен турбо-вальным двигателем Allison 250-С30 с пониженной с 650 л. с. до 425 л. с. мощностью. Вертолет MD 530F Lifter собирался по лицензии компанией «Korean Air». На базе MD 530F были созданы военные варианты, включая MD 530MG Defender, прототип которого был облетан 4 мая 1984 года; позже этот вертолет поставлялся Боливии, Колумбии, Мексике и на Филиппины. Машины, предназначавшиеся для Боливии, обозначались MD 530MD Black Falcon.

Для военных MD 530 являлся очень привлекательным вариантов легкий, универсальный вертолет, обладавший высокой маневренностью и живучестью на поле боя. Вертолет в зависимости от вооружения и БРЭО применялся в роли противотанкового, разведывательного или дневного/ночного патрульного. Особенностью машины является компоновка органов управления по типу HOLAS (hands on lever and stick), схожему с HOTAS (hands on throttle and stick), применяемому
на современных реактивных самолетах. Это обеспечивало летчику возможность осуществления пилотирования, наведения оружия и осуществления радиосвязи, не снимая рук с ручки управления и рычага «шаг  газ» и не опуская взгляд на приборную доску. Примененная на вертолете система Racal RAMS 3000 позволяет осуществлять полеты с огибанием рельефа местности, а также обеспечивает всепогодное применение вертолета. Кабина рассчитана на двух пилотов и одного наблюдателя. На MD 530MG могут устанавливаться система управления ракетТОУУ (прицел  на втулке несущего винта), ИК-система переднего обзора, система «свой—чужой», лазерный дальномер и пр. Комплекс вооружения вертолета может включать nTYPTOW 2, неуправляемые авиационные ракеты, УР «воздух—воздух» Stinger и 30-мм пушку Chain Gun.
Вариант Nightfox отличается приборным оборудованием кабины, адаптированным под применение очков ночного видения, и наличием тепловизора FLIR Systems Series 2000 Thermal Imager. В свою очередь вариант MD 530MD Paramilitary Defender предназначен для применения в полиции, пограничной охране, в антинаркотиче-ских и других ведомствах.

После того как компания «McDonnell Douglas» вошла в состав «Boeing», руководство последней решило, что вертолетный бизнес ей — за исключением программы АН-64 Apache  не интересен, и в январе 1999 года объяви-
ло о решении продать права на семейство MD 500 и оснастку для их выпуска компании «MD Вертолеты», принадлежащей голландской группе RDM. Новая компания-владелец продолжила выпуск вертолетов этого семейства, а также вывела на рынок модели MD 520N и MD 530 NOTAR (NOTAR  от «No Tail Rotor», то есть без рулевого винта). Это система, при которой уравновешивание реактивного крутящего момента и путевое управление осуществляются не рулевым винтом, а при помощи струйного руля на конце хвостовой балки, к которому подается воздух от вентилятора, приводимого двигателем, а также при помощи аэродинамической боковой силы, создаваемой с помощью управления циркуляцией при обдуве потоком от несущего винта хвостовой балки.Было выпущено незначительное количество вертолетов с системой NOTAR, причем военные заказчики не приобрели ни одной машины. Серийно выпускались варианты MD 520N (вариант MD 530F), плюс военный MD 520N Defender и MD 530N. Разработка MD 520N осуществлялась с использованием наработок, полученных компанией «Hughes» в рамках программы испытаний экспериментального вертолета ОН-6А, совершившего первый полет 17 декабря 1981 года и оснащенного как раз системой NOTAR. Первый прототип MD 520N был облетан 1 мая 1990 года, а первая серийная машина совершила первый полет


Армия США получила вертолеты «Little Bird», созданные на базе не оснащенного системой NOTAR варианта MD 530FF, оборудованного по стандарту MD 530MG, но с закругленной формой носовой части, как на MD 500. Данные машины, 16 вертолетов МН-6Н, представляли собой переоборудованные вертолеты ранних вариантов, тогда как 12 вертолетов AH-6G имели смешанный состав  пять были построены заново, а семь переоборудованы. Все 36 оставшихся в эксплуатации вертолетов (вероятно, AH-6F и МН-6Е) были модернизированы до стандарта MH-6J. Изначально предполагалось модифицировать вертолеты под стандарт NOTAR, но затем от этих планов отказались  испытания первых двух машин, получивших такую систему и, вероятно, обозначавшихся MH-6N и AH-6N, показали их недостаточную приспособленность для решения задач в интересах сил специальных операций. Конечно, с такой системой вертолеты могли зависать «с хвостом в кронах деревьев», но зато система накладывала ограничения на максимальную скорость полета и существенно повышала расход топлива. Обозначение MH-6J сегодня, как считается, применяется к четырем или большему количеству МН-6Е, модернизированных под новый стандарт, а обозначение AH-6J, вероятно, используется по меньшей мере для семи заново построенных машин.Прототип MD 630N совершил первый полет 22 ноября 1994 года, а с середины 1997 года новый вертолет, получивший обозначение MD 600N, начал поставляться заказчикам.

Он представлял собой вариант MD 520N, отличавшийся удлиненным фюзеляжем, обеспечивавшим размещение восьми пассажиров, а также шестолопастным несущим винтом несколько увеличенного диаметра и силовой установкой, включавшей турбовальный двигатель Allison 250-С47, мощность которого была понижена с 808 л. с. до 600 л. с.MD 530F оснащен более мощным двигателем Rolls-Royce 250-С30, что улучшило эксплуатационные характеристики вертолета в условиях жаркого климата и высокогорья. Boeing АН-6 был облетан в 2004 году, он также оснащен двигателем Rolls-Royce 250-C30. Имеется несколько перспективных вариантов АН-б: Unmanned Little Bird (ULB), A/MH-6X Mission Enhanced Little Bird (MELB), AH-6S Phoenix и AH-6i. Последний экспортный вариант, на него получен заказ от Саудовской Аравии.