Вертолет Sikorsky S-76

В течение трех десятилетий S-76 доминировал на рынке средних гражданских вертолетов. Заказчики по достоинству оценили его в роли корпоративного/У1Р-транспорт-ного и медико-эвакуационного, а также вертолета обеспечения работы нефтедобывающих платформ. Вначале 1970-х годов компания «Sikorsky Aircraft», имевшая богатый опыт создания вертолетов для военных заказчиков, решила выйти и на рынок гражданских винтокрылых машин. После тщательного анализа запросов со стороны потенциальных заказчиков компания решила сделать ставку на вертолет, оснащенный двумя газотурбинными двигателями и рассчитанный на перевозку 12 пассажиров. Новая машина, анонсированная 19 января 1975 года, получила обозначение S-76.



С самого начала вертолет проектировался как всепогодный, при его создании активно использовались наработки, полученные в процессе работы над военным S-70 Black Hawk. В частности, четырехлопастный несущий винт  уменьшенный вариант винта S-70. Лопасти несущего винта  с титановыми лонжеронами, с композитной обшивкой и сотовым заполнителем типа «номекс». Задняя кромка и комлевая части лопасти изготавливались из композиционного материала, противовесы вдоль носка лопасти  также композитные, а на самом носке установлена титановая накладка. Стреловидные за-концовки лопастей  кевларовые. Втулка несущего винта  монолитной конструкции, выполнялась из титанового сплава и отличалась эластомерными подшипниками и демпферами, не требовавшими смазки. Четырехлопастный рулевой винт  из композиционных материалов, с бесшарнирным креплением лопастей. Обтекаемый фюзеляж выполнен с широким использованием легких сплавов и композиционных материалов на основе стекловолокна и кевлара. Шасси  трехопорное убирающееся, по одному колесу на каждой опоре. Передняя опора убирается назад по полету, а основные опоры  вбок-назад в ниши в хвостовой части фюзеляжа.

Емкость фюзеляжных топливных баков 1064 л, но для дальних полетов могут применяться дополнительные топливные баки емкостью 401 л. Пассажировме-стимость вертолета зависела от предпочтений заказчика и в типовом варианте составляла 12 человек (три или четыре ряда кресел), плюс пилот и второй пилот. S-76 может переоборудоваться в санитарный вариант  три больных на носилках и два сопровождающих медика.Базовый вариант S-76A часто называют S-76A Spirit, его прототип был облетан 13 марта 1977 года.27 февраля 1979 года компания «Air Logistics» из Луизианы стала первым получателем серийного S-76A. Благодаря мощной силовой установке и аэродинамически совершенным обводам вертолет приобрел весьма высокие характеристики. К примеру, в начале 1982 года S-76A (N5445J) в течение пяти суток установил целый ряд рекордов скорости, дальности, скороподъемности и по высоте полета. А 8 февраля вертолет, пилотируемый Томасом Ф. Дойлом младшим, установил рекорд скорости 345,74 км/ч (Уэст Пальм Бич, штат Флорида).1 марта 1982 года S-76A в серийном производстве сменил S-76A Mkll, выпускавшийся до 1993 года. За это время в его конструкцию было внесено около 40 усовершенствований, включая установку более мощного турбовального двигателя Allison 250-C30S мощностью 650 л. с. По желанию заказчика производитель мог внести все эти изменения на более ранние модификации. Следующая модификация, S-76A+, отличалась ТВаД Turbomeca Arriel IS мощностью 700 л. с., а модификация S-76A++  более мощными двигателями Arriel 1S1. Последний вариант выпускался в незначительном количестве.


Совершенствование семейства S-76 шло в направлении увеличения полезной нагрузки, взлетной массы и дальности полета, также осуществлялась модернизация пилотской кабины и пассажирского салона. Компания-разработчик присваивала новым модификациям буквенные обозначения в случае, если осуществлялась серьезная модернизация, а «плюсами» обозначали подварианты, отличавшиеся лишь двигателями.S-76B  модернизированный вариант S-76A Mk II, оснащенный ТВаД Pratt 8с Whitney Canada РТ6В-36 мощностью 960 л. с. Его летные испытания были начаты 22 июня 1984 года, а сертификат типа получен в начале 1987 года. Более мощные двигатели обеспечили прирост на 50% по полезной нагрузке при эксплуатации вертолета в жарком климате и при полетах на больших высотах. Особенно популярна эта машина была у компаний в США.

Следом появился вариант S-76C, в целом схожий с S-76B, но оснащавшийся двигателями Arriel 1S1 мощностью 723 л. с. Он поступил в эксплуатацию в апреле 1991 года. 30 июня 1994 года был облетан вариант S-76C+ с более мощными двигателями Arriel 2S1 мощностью 856 л. с. с цифровой системой управления с полной ответственностью, системой активного шумоподавления, композитным несущим винтом и пр.В 1991-1997 годах «Sikorsky» параллельно выпускала модели S-76B и S-76C/C+. С января 2006 года на смену S-76C+ пришел S-76C++, оснащенный двигателями Arriel 2S2 мощностью 923 л. с. и имевший ряд отличий в бортовом оборудовании и авионике, а также более совершенную трансмиссию.S-76  один из самых скоростных гражданских средних вертолетов в мире, он может развивать максимальную крейсерскую скорость 287 км/ч. В 2011 году совокупный налет парка S-76 превысил 5,6 млн часов, при весьма высоких показателях безаварийности. S-76 поставлялись различным авиакомпаниям, использовались в качестве корпоративных или VIP-транспортных, а также медикоэвакуационных и вертолетов для обслуживания морских нефтяных месторождений. Одними из самых крупных операторов вертолетов данного семейства являются канадская компания «СНС», британские «Petroleum Вертолеты» и «Bristow Вертолеты Ltd», а также бразильская «Brazilian Helicopter Services». В 2011 году заказчикам поставлен 800-й по счету S-76.