Вертолет Robinson R22

В начале 1970-х годов в США Франклин Д. Робинсон основал «Robinson Helicopter Company» для создания легких гражданских вертолетов, сопоставимых по стоимости с легкими двухместными самолетами. Ключевой особенностью конструкции стали двухлопастный несущий винте полужесткими лопастями и двухлопастный хвостовой винт. Такая несущая система обладала небольшой инерцией, а отсутствие гидравлики в системе управления делало ее очень чувствительной.
Уникальной особенностью оборудования кабины R22 является Т-образная ручка, установленная взамен монтировавшегося на полу на обычных вертолетах рычага циклического шага.Прототип R22 выполнил первый полет 28 августа 1975 года. В начале 1977 года в воздух поднялся второй прототип. Эти две машины использовались для сертификационных испытаний по нормам FAA (США) и САА (Великобритания), сертификаты были получены, соответственно, в 1979 и 1981 годах.

Серийный выпуск R22 начался в 1979 году, очень быстро вертолет благодаря дешевизне, простоте и экономичности завоевал буквально весь мир. В большинстве аэроклубов именно R22 используется как вертолет первоначального обучения.В США и Австралии R22 популярен среди владельцев крупных ранчо. Вооруженные силы ряда государств использует его как учебный. На основе базовой модели разработано большое количество специализированных модификаций, включая полицей-ую и патрульную.К 2011 году поставлено более 4000 вертолетов R22 всех вариантов.

В 1986 году «Robinson Helicopter Company» сделала логичный шаг, начав разработку четырехместного варианта R22 под обозначением R44. Удлиненная кабина R44 рассчитана на размещение одного летчика и трех пассажиров. R44 сохранил двухлопастный несущий винт, но для лучшего управления по курсу направление вра щения хвостового винта изменили на противоположное.Прототип R44 выполнил первый полет 31 мая 1990 года, сертификат летной годности получил в декабре 1992 года. В августе 1997 года Дженифер Мюррей стала первой женщиной, облетевшей на вертолете вокруг Земного шара, преодолев на R44 за 97 дней 57 936 км. До конца 2011 года поставлено более 5000 вертолетов R44.

Военные используют R22 и R44 в качестве учебных. Вертолеты состоят на вооружении Сухопутных войск Доминиканской республики, ВМС Филиппин, ВВС Боливии, Эстонии, Венгрии и Ливана.В 2006 году компания «Robinson» разработала R66, увеличенный вариант R44, способный конкурировать с вертолетами производства «Bell» и «Eurocopter».На R66 установлен специально спроектированныйтурбовальный двигатель Rolls-Royce RR300 взлетной мощностью 300 л.с. Вертолет способен перевозить до пяти человек, в багажном отсеке можно разместить груз массой до 136 кг. Конструкция выполнена из алюминия и композитов.Сертификат FAA вертолет R66 получил в октябре 2010 года, поставки начались в ноябре того же года.