Вертолет Ми-12


 Было построено только два прототипа вертолета Ми-12 (В-12). Эта гигантская машина знаменита тем, что является самым большим вертолетом в мире.Работы по созданию сверхтяжелого вертолета В-12 грузоподъемностью до 25 т начались в ОКБ Миля в 1959 году, а 3 мая 1962 года вышло и соответствующее постановление Совета Министров СССР. Первоначально изучалась схема продольного размещения двух винтомоторных групп от Ми-6, но в итоге выбор пал на поперечную схему их размещения.

Вертолет получил четыре ТВаД Д-25ВФ ОКБ П. А. Соловьева взлетной мощностью по 6500 л. с. В центроплане был установлен промежуточный редуктор, обеспечивавший как излом трансмиссионного вала, который синхронизировал вращение имевших трехметровое перекрытие несущих винтов, так и передачу мощности с одного редуктора на другой при управлении по крену и в случае отказа одного или даже двух двигателей с одной стороны. Использование двух вращающихся в противоположных направлениях несущих винтов исключило необходимость в хвостовом (рулевом) винте, и оперение стало вполне традиционным киль с двумя дополнительными концевыми шайбами на стабилизаторе.

Фюзеляж полумоноко-ковой конструкции, его переднюю часть занимала двухуровневая кабина экипажа, в хвостовой его части находились силовой трап и боковые створки, которые при раскрытии образовывали проем для въезда техники и погрузки грузов с помощью мощных электролебедок.В центральной части фюзеляжа находился грузовой отсек размерами 28,15x4,4x4,4 м.Первый полет В-12 состоялся 27 июня 1967 года, осенью 1968 года нача лись его совместные госу-
дарственные испытания.

22 февраля 1969 года экипаж установил на нем абсолютный мировой рекорд грузоподъемности  груз 31 т подняли на высоту 2350 м. 6 августа состоялся новый рекорд 40204,5 кг подняли на высоту 2255 м, он не побит до сих пор.Только после предъявления заявки на утверждение рекордов авиационные специалисты в западных странах узнали о существовании этой огромной машины. Вертолет получил кодовое обозначение в НАТО «Нотег».Первый опытный экземпляр машины, к сожалению, был разрушен при посадке, при этом никто из людей не пострадал.В конце октября 1970 года вертолет В-12 был рекомендован в серийное производство, однако в 1974 году ввиду потери интереса со стороны заказчика все работы по проекту были прекращены.