Вертолет Ми-10


Успешный опыт эксплуатации вертолетов для перевозки крупногабаритных грузов на внешней подвеске побудил ОКБ Миля заняться созданием специализированных вертолетов летающих кранов. Разработка вертолета, получившего вначале обозначение В-10, была начата в ОКБ некоторое время спустя после первого полета Ми-6. Постановление Совета Министров СССР по данной теме принято 20 февраля 1958 года он предназначался для транспортировки крупногабаритных грузов массой до 12 тонн на расстояние 250 км и до 15 т  на короткие расстояния. Вертолет создавался на базе Ми-б с максимальным использованием его конструктивных элементов, но фюзеляж и ряд систем создавались заново. В носовой части фюзеляжа располагалась кабина экипажа (два летчика и бортмеханик). В ней имелась специальная телевизионная система для упрощения операций точного выведения вертолета на груз и наблюдения за ним в полете (камера системы монтировалась под фюзеляжем). Под кабиной пилотов установили телескопическую трубу для аварийного покидания вертолета экипажем при полете с платформой.

В центральной части фюзеляжа была оборудована грузопассажирская кабина размером 15,95 х 1,66 х 2,75 м — в ней можно было перевозить либо сопровождающую груз команду до 28 человек, либо груз до трех тонн (погрузка осуществлялась через заднюю боковую дверь). Внутри фюзеляжа в зоне ре-дукторного отсека к силовым шпангоутам крепилась ферма с грузовой лебедкой ЛПН-7 и восьмикратным полиспастом, обеспечивающим подъем и опускание груза массой до 15 т на высоту до 30 м. Шасси  четыре высокие ферменные опоры пирамидального типа с пневмомаслянными амортизаторами и сдвоенными колесами.

Проектирование машины было завершено в 1959 году, а 15 июня 1960 года вертолет-кран, названный к тому времени Ми-10, совершил первый полет. В декабре 1961 года вертолет был предъявлен на государственные совместные испытания (к тому времени первый прототип потерпел катастрофу, и испытанияосуществлялись на второй машине). Причем на Ми-10 за короткий срок было установлено 8 мировых рекордов. Серийный выпуск Ми-10 начат в 1964 году, а 14 января 1965 года состоялся первый полет модернизированного, с короткими опорами шасси Ми-10К (причем четыре вертолета переоборудовали из Ми-10, а остальные  построили заново).Из-за не оправдавшей себя телевизионной системы для управления вертолетом при погрузке и разгрузке Ми-10К был оборудован подвесной кабиной-гондолой с круговым обзором и дополнительным комплектом приборов и ручек управления. Второй пилот размещался в гондоле под носовой частью фюзеляжа в кресле, развернутом назад, и мог управлять и вертолетом, и грузом.Некоторое количество сохранившихся вертолетов эксплуатируется и в настоящее время.Вертолет получил в НАТО кодовое обозначение «Нагке», а на заводе-произ-водителе имел обозначение «Изделие 60».