Вертолет Ми-10 - летающий кран

На базе тяжелого транспортного вертолета Ми-6 специалисты ОКБ Миля создали уникальную машину  летающий кран Ми-10. Было построено всего около полусотни таких вертолетов, решавших задачи в интересах военных и народного хозяйства страны.В феврале 1958 года согласно правительственному постановлению в ОКБ Миля было начато проектирование летающего крана В-10. В целях сокращения сроков разработки решили максимально использовать агрегаты и части от Ми-6: силовая установка с двумя ТВаД Д-25В, несущий и рулевой винты, трансмиссия, схемы системы управления и гидравлической системы .


Фюзеляж вертолета, однако, был спроектирован заново. Он был узким и длинным, с грузо-пассажирской кабиной на 28 мест (или 3 т груза) и кабиной экипажа в составе двух пилотов и бортинженера. Особенностью вертолета было высокое четырехопорное шасси, которое позволяло «наруливать» на крупногабаритные грузы или же подвозить последние под фюзеляж, закрепляя их с помощью гидравлических захватов на двухколесных опорах шасси. Кроме того, предусматривалась возможность подвески на гидравлических захватах специальной грузовой платформы с лебедкой.

Груз в кабину загружался через заднюю боковую дверь при помощи стрелы-лебедки, а внутри фюзеляжа была установлена ферма с грузовой лебедкой типа ЛПГ-7 и восьмикратным полиспастом, обеспечивающим подъем/опускание груза массой до 15 т на высоту 30 м. Под фюзеляжем была установлена камера, а в кабине экипажа  телевизионный монитор, что упрощало выполнение грузовых операций.Работы по первому прототипу были начаты уже в 1959 году, а 15 июня 1960 года вертолет, получивший название Ми-10, был впервые поднят в небо. Впрочем, вскоре он сгорел на земле из-за технической неисправности, но в июле 1961 года начались испытания второго прототипа. В ходе государственных испытаний были выявлены различные недостатки, после устранения которых вертолет в 1964 году был запущен в серийное производство на заводе № 168 в Ростове-на-Дону. Вертолеты поступили в эксплуатацию в ВС СССР, а также в гражданскую авиацию.


В 1964 году началось проектирование модернизированного варианта  летающего крана Ми-ЮК. Новая модификация отличалась укороченными стойками шасси, новым БРЭО, топливными баками меньшей длины, модернизированной системой внешней тросовой подвески и наличием хорошо остекленной дополнительной кабины оператора крана, размещенной в гондоле под носовой частью фюзеляжа и оборудованной полным комплектом органов управления и сиденьем для летчика, обращенным в хвост. При проведении монтажных и погрузочно-разгрузочных работ один из летчиков переходил в эту кабину и, находясь лицом к грузу, имел возможность одновременно осуществлять управление вертолетом и наблюдать за грузом. Прототип Ми-ЮК был облетан 6 сентября 1966 года, а в 1969 году он был официально принят Министерством гражданской авиации. Серийное производство осуществлялось также на заводе № 168, в 1975 году все вертолеты были оборудованы системой гашения вибраций и колебаний груза на внешней подвеске. В 1965 году испытания проходил ракетно-вертолетный комплекс с вертолетом Ми-ЮРВК, на внешней подвеске которого перевозилась пусковая установка 9П116 с крылатой ракетой С-5В (4К95). Дальность доставки  200 км. После посадки вертолета ракетная система приводилась в боевое положение всего за 5 минут. Работы по РВК были прекращены в том же году в связи со снятием с вооружения ракеты С-5В. В том же году был построен Ми-ЮР, «рекордный», отличавшийся облегченной конструкцией и доработанным шасси от Ми-6, с хвостовой опорой со сдвоенными колесами. В воздух он поднялся 14 января 1965 года, и впоследствии на нем установили семь мировых рекордов.

В 1966 году один из серийных Ми-10 был переоборудован в воздушный пеленгатор Ми-ЮГР («Гребешок») с контейнером с опускаемыми антеннами, а второй прототип  в носитель универсальной полевой лаборатории Ми-ЮУПЛ. Больший успех сопутствовал программе создания на базе Ми-10 вертолета-постановщика помех. Разработка Ми-ЮПП осуществлялась в 1966-1970 годах, а в 1970— 1980-х годах на Ростовском и Конотопском авиаремонтных заводах под данный вариант прошли переоборудование 20 серийных вертолетов. Отличительной особенностью вертолета, главной задачей которого была постановка помех вражеским наземным РЛС системы ПВО, являлось наличие подвешиваемого на гидрозахватах на месте грузовой платформы специального контейнера типа СТ-9000 «Степь» массой 7125 кг, в котором находилась аппаратура радиотехнической разведки и РЭБ, а рабочие места операторов и система электроснабжения спецап-паратуры находились в грузо-пас-сажирской кабине вертолета.