Вертолет MD 900 Explorer

 


Сегодня компания «MD Helicopters» в рамках семейства восьмиместных вертолетов с системой NOTAR выпускает модели MD 900/902 и надеется с ними завоевать значительную долю рынка. Вертолет MD 900 Explorer очень напоминает более ранний MD 500 (изначально Hughes 500), но во многом все же является одним из самых инновационных и революционных современных вертолетов  наиболее важной особенностью данной модели является отсутствие рулевого винта.
Вертолеты традиционной схемы обычно имеют основной, несущий, винт, обеспечивающий подъемную силу летательному аппарату, а его наклон относительно корпуса машины позволяет осуществлять управление в продольно-попе-речной плоскости (тангаж-крен). При работе несущего винта возникает реактивный момент, закручивающий корпус вертолета в противоположную от вращения несущего винта сторону,  для компенсации реактивного момента применяют небольшой рулевой винт, размещаемый на хвостовой балке вертолета и создающий тягу в плоскости, перпендикулярной вертикальной оси летательного аппарата.



Впрочем, у такой схемы  с рулевым винтом  есть и ряд своих недостатков, включая необходимость отбора мощности от двигателя, шум и потенциальная опасность поражения работающим рулевым винтом на земле или его поломки в полете, а также ограничение по полетам вертолетов подобной схемы в стесненных условиях (разрушение рулевого винта часто приводит к потере машины).В результате авиаконструкторы продолжали искать альтернативные схемы. В частности, появились двухвинтовая схема с разнесенными несущими винтами (например, CH-47 Chinook), схема с двумя перекрещивающимися несущими винтами (Kaman Н-43), а также соосная схема, наилучшим образом отработанная на вертолетах ОКБ Камова (машины семейств Ка-26, Ка-27/32 и Ка-50/52).

«McDonnell Douglas Helicopters» еще в рамках работы по программе Армии США, предусматривавшей создание экспериментального легкого вертолета (LHX — от Light Helicopter Experimental), приступила к изучению возможности создания вертолета одновинтовой схемы  без рулевого винта, за счет чего рассчитывала добиться ряда преимуществ, включая снижение шума, заметности в радиолокационном диапазоне и пр. Предложенная компанией система получила название NOTAR (от «No Tail Rotor») и предусматривала обеспечение компенсации реактивного момента несущего винта и управления вертолетом по рысканию за счет использования эффекта Коанда. Конструктивно система представляла собой вентилятор, установленный в хвостовой части фюзеляжа вертолета, систему воздушных сопел на хвостовой балке, управляющих пограничным слоем и компенсирующих реактивный момент несущего винта, и размещенного в концевой части хвостовой балки управляемого реактивного воздушного сопла, при помощи которого осуществлялось управление машиной по рысканию. Естественно, что в процессе управления при такой схеме используются и два киля.В  декабре 1981 года система NOTAR была испытана на опытной машине ОН-6А NOTAR, а затем компания разработала и вывела на рынок оснащенные NOTAR модели MD 520 и MD 600. Система проходила также испытания на специально переоборудованных «спецназовских» вертолетах АН- и МН-6.

В феврале 1988 года компания анонсировала новую модель  легкий вертолет, использующий схему NOTAR. Официально новая программа взяла старт в январе 1989 года, позже вертолет получил обозначение MD 900 Explorer, а компания «McDonnell Douglas Helicopters» стала «MD Helicopters». В программе MD 900 принимают участие многие зарубежные компании: «Hawker de Havilland» из австралийского подразделения «Boeing» (планер), «Canadian Marconi» (испытывала и интегрировала БРЭО и различные бортовые системы), «Kawasaki» (трансмиссия), LAI (капот и кресла), «Lucas Aerospace» (приводы) и «Aim Aviation» (интерьер). Более крупный и тяжелый, чем MD 520 и MD 600, вертолет Explorer имеет более высокую и просторную кабину, рассчитанную на шесть пассажиров и двух пилотов. MD 900 оснащается менее шумным пятилопастным несущим винтом и современной «стеклянной» кабиной пилотов.Первый прототип Explorer был облетан 18 декабря 1992 года, а в декабре 1994 года был получен сертификат FAA.В сентябре 1996 года была анонсирована усовершенствованная модификация MD 902, ее прототип  им стал 47-й серийный MD 900  был облетан 5 сентября 1997 года, а сертификат типа получен в феврале 1998 года. Сегодня MD 900 носит имя Explorer, а MD 902  Enhanced Explorer.