Универсальный вертолет МВB Во 105

Небольшой, быстрый и надежный Во 105 стал одним из самых востребованных легких многоцелевых вертолетов. Высокую маневренность машины обеспечила революционная схема несущего винта с бесшарнирным креплением лопастей. Серийное производство было завершено в 2001 году. В 1962 году западногерманская компания «Bolkow» решила выйти на рынок вертолетов, оптимизированных для корпоративных перевозок и использования в качестве авиатакси. Специалисты компании приступили к работе над новым вертолетом, основными особенностями которого должны были стать цельнометаллический фюзеляж типа полумонокок, полозковое шасси, четырехлопастный несущий винт с бесшарнирным креплением композитных лопастей и легкой втулкой из титанового сплава. Втулка должна была иметь только осевые шарниры с роликовыми подшипниками и торсионами из стальных полос.

Первый прототип был разрушен во время наземных испытаний, так что в воздух первым поднялся 16 февраля 1967 года уже второй из трех построенных прототипов Во 105. Результаты испытаний доработанного прототипа оказались весьма многообещающими, поэтому вертолет был рекомендован к серийному производству. Первым в серию пошел пятиместный Во 105С с двумя ГТД Allison 250-С20 мощностью по 400 л. с.В 1975 году в производство пошел в целом схожий вариант Во 105СВ, а за ним  немного удлиненный Во 105CBS, рассчитанный на шесть человек. Для эксплуатации в горных районах и в жарких условиях компанией «Eurocopter Canada» был разработан вариант Во 105LS, оснащенный более мощными двигателями Allison 250-С28С.Первым крупным заказчиком вертолетов стала авиация Сухопутных войск ФРГ, которая приобрела 100 Во 105М в варианте разведывательного вертолета (обозначение VBH  от Verbindungs und Beobachtungs Hubschrauber) и 212 противотанковых Во 105P, получивших обозначение РАН-1.В 1980-х годах армейская авиация ФРГ располагала тремя полками, на вооружении которых стояли вертолеты CH-53G, Во 105Р и UH-1D, плюс имелся еще один смешанный батальон, оснащенный вертолетами Во 105Р, Во 105М и UH-1D, а также 10 отдельных эскадрилий, подчиненных непосредственно командирам армейских дивизий и вооруженных вертолетами Во 105М и Alouette.

Во 105 оказался надежным и неприхотливым в эксплуатации, но не мог эффективно эксплуатироваться в ночное время и почти не имел защиты от огня стрелкового оружия, что заставило европейские страны НАТО в конечном итоге приступить к программе разработки ударного вертолета Tiger. Сегодня в Сухопутных войсках ФРГ остается около 100 многоцелевых и разведывательных Во 105Р-1М.Во 105 сопутствовал и хороший успех на мировом рынке  вертолет использовался в качестве поисково-спасательного, многоцелевого, VIP-транспортного, легкого ударного, разведывательного и противотанкового. Лицензии на выпуск Во 105 CB/CBS получили Филиппины, Индонезия (компания IPTN) и Испания (CASA), а Во 105 LS выпускался по лицензии в Канаде.1992 году вертолетные подразделения компаний МВБ и «Aerospatiale» вошли в состав единой компании «Eurocopter», которая выпускала Во 105 до 2001 года. В общей сложности было выпущено 1406 вертолетов  для 55 стран мира, а ряд конструктивных решений был позаимствован для других проектов «Eurocopter», таких как ЕС135 и ЕС145.