Учебно-тренировочный самолет PC-21

Самолет PC-21  последний представитель семейства PC  стал достойным высокотехнологичным продуктом швейцарской компании «Pilatus». Выведя на мировой рынок самолеты РС-7 и РС-9, компания «Pilatus» завоевала признание как мирового лидера в области разработки и производства турбовинтовых учебнотренировочных самолетов (УТС) начальной и повышенной летной подготовки. Однако такая популярность вскоре сыграла с компанией злую шутку. После того, как ВВС и ВМС США в рамках программы JPATS (joint primary aircraft training system) выбрали PC-9 Mk II на роль единого учебно-тренировочного самолета под обозначением Т-6А Texan II, компания «Raytheon» (ныне «Hawker Beechcraft») получила разрешение на лицензионную сборку данных машин на территории США и право на их продажу на мировом рынке. В итоге РС-9 компании «Pilatus» оказался в жесткой конкуренции с американским «родственником» Т-6А.



Решением возникшей проблемы стала разработка нового, более совершенного УТС. В ноябре 1998 года «Pilatus» запустила программу РС-21. Интересно, что финансирование программы шло во многом за счет средств, полученных от контракта по Т-6А. Первым делом в целях подтверждения концепции разработчик провел оценочные испытания специально переоборудованного РС-7, на который установили двигатель Pratt & Whitney РТ6А-68 мощностью 1600 л. с. Самолет также отличался крылом меньшего размаха и новой кабиной. Первый полет машина выполнила 17 декабря 2000 года, в целом результаты испытаний полностью подтвердили правильность выбранных конструкторами технических решений.

1 мая 2002 года прототип РС-21 был выкачен из цеха завода в Стансе, Швейцария, и там же был облетан 1 июля под управлением Билла Тиндалла. Второй самолет присоединился к летным испытаниям 7 июня 2004 года, но в январе 2005 году он разбился. Затем были построены еще два прототипа.Разработка турбовинтового РС-21 шла с использованием самых новейших технологий, благодаря чему на самолете можно отрабатывать сложные задачи. Великолепные скоростные характеристики РС-21 позволяют осуществлять на нем не только начальную летную подготовку курсантов, но и подготавливать их к полетам на реактивных самолетах.

Особо стоит отметить современное приборное оборудование кабины РС-21  оно во многом схоже с тем, которое применяется на типовых боевых самолетах, и позволяет отрабатывать в полете различные сценарии, включая «виртуальную» отработку действий по применению вооружения, средств РЭБ и пр. Естественно, оно может эффективно использоваться и для начальной летной подготовки курсантов. Кроме того, в перспективе приборное оборудование и программное обеспечение могут быть усовершенствованы под новые требования. Швейцария стала первым заказчиком РС-21, купив шесть машин, а затем увеличив заказ до восьми УТС. Первый самолет поставлен в апреле 2008 года. К тому времени ВВС Сингапура подписали контракт на 19 машин  для подготовки сингапурских летчиков на авиабазе Пирс (Австралия). Первый самолет поступил в ВВС Сингапура в начале 2008 года, а учебная подготовка на новых УТС началась в 2009 году. В 2009 году 25 самолетов закупили ОАЭ, первый самолет был поставлен в 2011 году.