Турбовинтовой авиалайнер Ан-10


Ан-10, первый отечественный пассажирский турбовинтовой авиалайнер, был создан на базе военного Ан-8, отличался простотой эксплуатации и высокой надежностью и работал на линиях малой и средней протяженности, даже с грунтовых и галечных аэродромов. В 1954 году в КБ О. К. Антонова был подготовлен проект пассажирского самолета, разработанного на базе ВТС Ан-8 и получившего рабочее обозначение «Н». Самолет был рассчитан на перевозку в комфортабельном салоне 57 человек и отличался «всеядностью» к аэродромам. Летом 1955 года, когда КБ посетил Н.С. Хрущев, авиаконструктор предложил более амбициозный проект  создание на единой базе четырехдвигательного военнотранспортного и пассажирского самолетов. В итоге 30 ноября 1955 года выходит Постановление СМ СССР, а 9 декабря приказ Министерства авиационной промышленности о создании в КБ О. К. Антонова четырехдвигательного пассажирского самолета  «изделие У» («универсальный»), который впоследствии и стал гражданским Ан-10. Компания «Аэрофлот» применяла Ан-10 на линиях областного и республиканского значений.



Проектирование Ан-10 велось с ноября 1955 по август 1956 года, а в сентябре  построен макет самолета.
Ан-10 цельнометаллический свободнонесущий высокоплан; фюзеляж  типа полумонокок; крыло  трапециевидное в плане, двухлонжеронное, кессонного типа; хвостовое оперение включало стабилизатор с рулем высоты, киль с рулем направления, фор-киль, подфюзеляжный гребень и две закрепленные на концах стабилизатора шайбы; шасси  четырехопорное в составе управляемой двухколесной передней опоры, двух четырехколесных основных опор и хвостовой предохранительной опоры. Силовая установка включала четыре ТВД АИ-20А, установленных на крыле и вращающих металлические четырехлопастные воздушные винты изменяемого шага АВ-68И. Причем опытный самолет, получивший собственное имя «Украина», совершил первый полет 7 марта 1957 года с двигателями НК-4, созданными в КБ Н.Д. Кузнецова, но на первом серийном Ан-10 уже стояли запорожские двигатели.

В феврале 1961 года Ан-ЮА, СССР-11185, доработали, убрав вертикальные шайбы и установив вместо одного небольшого под-фюзеляжного гребня два большей площади. Затем так переоборудовали все ранние машины.В базовом варианте пассажиро-вместимость Ан-10 составляла 85 человек, но затем машину доработали в вариант Ан-ЮА на 100 пассажиров. Серийный выпуск осуществлялся на Воронежском авиазаводе  до 1961 года было собрано 108 самолетов (вместо 215 планировавшихся), после чего производство переориентировали на военный Ан-12. Был проработан вариант Ан-ЮБ на 132 места, а часть Ан-ЮА со временем переоборудовали под перевозку 112 и 118 пассажиров.

В марте 1958 года гражданская авиация приступила к освоению Ан-10, в октябре в авиаотряды поступили первые два самолета, 27 мая 1959 года состоялся первый технический рейс с пассажирами, а 21 июля того же года был выполнен первый регулярный рейс на линии Киев  Москва. В 1962 году в «Аэрофлоте» работали уже 75 самолетов семейства Ан-10, но через 10 лет  в конце лета 1972 года  государственная комиссия приняла решение снять все самолеты Ан-10 с эксплуатации на линиях «Аэрофлота».