Транспортный самолет Rockwell Т-39 Sabreliner

В 1956 году ВВС США выпустили требования к самолету UTX (Utility Trainer Experimental), предусматривающие постройку небольшого транспортного и учебного самолета с ТРД, который можно было бы использовать для перевозки штабных офицеров, доставки небольших грузов, а также тренировок и обучения летчиков.Победителем конкурса UTX 27 августа 1956 года объявили North American NA-265 (иногда обозначается NA-246). Самолет с размещенными в хвостовой части фюзеляжа на пилонах двумя ТРД разработан в инициативном порядке. Крыло и хвостовое оперение с минимальными переделками взяты от F-86, благодаря чему самолет получил наименование «Sabreliner».


Прототип, получивший гражданскую регистрацию,собрали в мае 1958 года в конфигурации на шесть пассажиров. Первый полет прототип с двумя ТРД General Electric YJ85 тягой по 11,12 кН выполнил 16 сентября 1958 года. В де кабре прототип прошел вс енные испытания на авиабазе Эдвардс, первый заказ на семь Т-39А Sabreline был получен через месяц от ВВС США.Заказ выполнили в 1962 1963 годах. Изначально самолеты использовали учебно-тренировочное и стратегическое авиационные командования и командование авиационныхсистем ВВС США. Т-39А интенсивно использовались во время войны во Вьетнаме.ВВС получили также небольшое количество Т-39В, использовавшихся для обучения операторов РЛС, аналогичные по назначению T-39D получили ВМС США. Варианты T39A-D отличались двумя круглыми иллюминаторами в каждом борту.

Все военные варианты самолета Т-39 прошли сертификацию по гражданским нормам летной годности США (FAA), но коммерческое использование самолета, как представлялось, было бы ограниченным из-за его высокой стоимости. Однако представителей американского бизнес-сообщества привлекла высокая скорость полета Т-3, и они инвестировали в дальнейшее развитие базовой модели, проложив тем самым самолету дорогу в авиацию общего назначения. 17 апреля 1963 года «North American» представила первый коммерческий вариант  Sabreliner 40.За ним последовал второй основной гражданский вариант, Sabreliner 60, с удлиненным фюзеляжем увеличенной вместимости. Далее был разработан Sabreliner 75А с двухконтурными двигателями.Финальным вариантом стал Sabreliner 65, выпускавшийся серийно до конца 1981 года. Эта модификация отличалась суперкри-тическим профилем крыла и ТРДД TFE731; дальность полета в 4450 км позволяла выполнять без посадок перелет из Гонолулу в Калифорнию.

В 1983 году отделение «Sabreliner» фирмы «Rockwell» было куплено банком Нью-Йорка и преобразовано в «Sabreliner Corporation» для обеспечения технического сопровождения эксплуатации ранее построенных самолетов. К декабрю 1981 года поставлено более 600 гражданских и военных Sabreliner.В ВВС США замена уцелевших учебных Т-39 на Beechcraft Т-1 A Jayhawk началась в 1999 году. Часть военных Т-39 конвертирована в гражданские.В 2012 roflyT-39N и CT-39G ограниченно использовались в учебной эскадрилье VT-86 «Sabrehawks» ВМС США на авиабазе Пенсакола, штат Флорида.T-39N предназначены для обучения курсантов радионавигации и перехвату воздушных целей с помощью РЛС. T-39G используются для других видов летного обучения.Военные Sabreliner также имеются в ВВС и Армии Аргентины, ВВС Боливии, ВВС Эквадора, ВВС и ВМС Мексики.