Советский авиалайнер Ил-20

Советский авиалайнер Ил-18, как и его американский «коллега» Lockheed Electra, оказался подходящим для решения ряда военных задач, например, разведки и наблюдения, управления и контроля (воздушный командный пункт / ВКП). Самолеты также использовались как летающие лаборатории и в интересах космических сил. 4 июля 1957 года с Центрального аэродрома в Москве в воздух поднялся первый опытный четырехмоторный авиалайнер Ил-18 «Москва», оснащенный турбовинтовыми двигателями НК-4 (СССР-Л5811, № 187000001). Другой прототип оснащался двигателями АИ-20, с ними он и пошел в серию. Самолет получился весьма хорошим, а потому вскоре для него нашлось и военное применение.

В первую очередь это были VIP-варианты, получившие название Ил-18 «Салон». В частности, министр обороны СССР А. А. Гречко летал на таком переоборудованном самолете с бортовым «001» (красный).Для решения ряда специальных задач в интересах ВВС и авиации ВМФ СССР на базе Ил-18 было создано несколько модификаций, среди которых наибольший интерес представляют самолет радиоэлектронной разведки Ил-20 и воздушный командный пункт Ил-22 (морской патрульный и противолодочный самолет Ил-38 рассмотрен отдельно). Западные историки утверждают, что разведка НАТО/США не имела информации о самолетах Ил-20 вплоть до 1978 года, когда над Балтийским морем истребители НАТО перехватили уже модернизированный Ил-20М (самолету присвоили кодовое обозначение «Coot-A»).Ил-20/20М/20М1 представляли собой самолеты радиоэлектронной разведки, которые решали свои задачи, находясь в прямом подчинении командующих военных округов (в каждом округе находилось несколько машин). Они также дислоцировались на авиабазах стран-членов ОВД. Примерно с середины 1970-х годов два самолета находились в составе Группы советских войск в Германии (с 1989 года  Западная группа войск). Эти машины также применялись во время боевых действий в Афганистане.

В состав спецоборудования самолетов входили РЛС бокового обзора «Игла», позволявшая получить детальное радиолокационное изображение, близкое по качеству к аэрофотосъемке, а также средства радиотехнической разведки (системы «Ромб» и «Квадрат» для разведки РЛС противника и «Вишня»  для перехвата открытых радиопереговоров) и фоторазведки (А-87П).Другим представителем семейства стал ВКП Ил-22 («Coot-В»), успешно прошедший государственные испытания в 1974 году. Было создано два варианта: Ил-22 («изделие 36», или «Бизон») и модернизированный Ил-22М («изделие 40», или «Зебра»). Общие отличительные признаки Ил-22/ 22М обтекатель на киле, многочисленные антенны и пр. Ил-22М имел ряд отличий, включая более короткий нижний обтекатель, размещение лепестковых антенн в нижней задней части фюзеляжа, отсутствие щитка-дефлектора у боковой двери, отсутствие окон в переднем салоне по правому борту и пр. В общей сложности было построено и переоборудовано более 30 Ил-22/22М.14 мая 1994 года один из ВКП был впервые показан на мероприятии в Кубинке. Часть самолетов остается в эксплуатации и сегодня.