Семейство Hawker 800


Применив турбовентиляторные двигатели, «British Aerospace» дала самолету HS.125 «вторую жизнь». Впоследствии подразделение этой фирмы было приобретено компанией «Raytheon», а модель «125» успешно вошла в 21-й век.
Бизнес-джетам семейства de Havilland/Hawker Siddeley 125, оснащенным двигателями Viper, кульминацией которых стала модель HS.125 Series 600, сопутствовал стремительный успех.

Компания «British Aerospace» 12 мая 1976 года анонсировала новую, более совершенную и оснащенную турбовентиляторными двигателями модель  British Aerospace 125 Series 700. Опытный самолет, G-BFAN, был переоборудован из лайнера Series 600 и облетан 28 июня 1976 года, а уже 8 ноября в воздух поднялся первый серийный бизнес-джет. Самолеты Series 700 оснащались двумя турбовентиляторными двигателями Garrett AiResearch (затем Honeywell) TFE731-1RH тягой по 16,46 кН. Двигатели отличались высокой топливной экономичностью и низким уровнем шума, что обеспечило ВАе 125-700 соответствие всем существующим и перспективным международным нормам в данной области.

В 1976-1983 годах построено 215 самолетов ВАе 125-700 в двух модификациях: Series 700А — для рынка США, Series 700В  для остальных стран. Британские ВВС приобрели шесть Series 700, обозначенных ВАе 125 СС.Мк 3 и переданных 32-й эскадрилье.В 1980 году американской компании «Manufacturers Hanover Corporation» был передан 500-й самолет семейства и 300-й, поставленный на рынок США. Прототип ВАе 125 Series 800, G-BKTF, был облетан 26 мая 1983 года, а в мае и июне 1984 года получил сертификаты типа в Великобритании и США, соответственно. Самолет оснащался двумя двигателями TFE731-5R-1H тягой по 19,13 кН, высокая топливная экономичность которых обеспечивала безопасный беспосадочный перелет через Атлантику или же трансконтинентальные полеты в США.

В конструкцию бизнес-джета 800-й серии внесли различные усовершенствования, включая выпуклые панели лобового остекления (взамен плоских, применявшихся ранее на всех машинах 125-го семейства), новое крыло большего размаха и с меньшим аэродинамическим сопротивлением,увеличение емкость крыльевых и нижнего фюзеляжного топливных баков, увеличенный киль, возможность применения реверсеров тяги Dee Howard и пр. Приборное оборудование кабины было выполнено по типу «стеклянной» кабины и включало электронный пилотажный индикатор Collins EFIS-85 с центральным многофункциональным индикатором, а сама кабина стала более просторной и высокой.

После продажи в 1993 году подразделения «British Aerospace Corporate Jets» компании «Raytheon Aircraft Corporation» самолет ВАе 125-800 получил новое обозначение Hawker 800, а в марте 1995 года было объявлено о начале работ по модификации Hawker 800ХР (Extended Performance), которая была сертифицирована в Великобритании и США в следующем июне. Новый бизнес-джет отличался более мощными двигателями TFE731-5BR-1H, повысившими взлетно-посадочные характеристики и способствовавшими увеличению скороподъемности и крейсерской скорости машины, а также имел доработанное крыло, большую полезную нагрузку, усовершенствованные тормозную и противообледенительную системы и новый интерьер салона. В апреле 1997 года был завершен перевод сборочной линии Hawker 800ХР с предприятий «British Aerospace» на завод «Raytheon» в Уичите.

Hawker 800/800ХР стал самым продаваемым вариантом 125-й модели — поставлено более 500 машин, включая 275 в базовой модификации 800-й серии. Крупнейшим оператором машин стала «Executive Jet Inc», купившая 40 самолетов 800ХР и разместившая опцион еще на 16. Развитием семейства стал ВАе (затем Hawker) 1000, первоначально получивший обозначение ВАе 125-900, но пошедший в работу в октябре 1989 года под обозначением ВАе 1000. Самолет представлял собой вариант машин 800-й серии с увеличенной дальностью полета и удлиненным на 0,84 м фюзеляжем, усовершенствованным крылом, увеличенным до 5189 кг запасом топлива, применением новейших турбовентиляторных двигателей Pratt & Whitney Canada PW305B тягой по 23,13 кН и т.п.

Первый прототип был облетан 16 июня 1990 года, а сертификация в Великобритании и США была завершена в октябре 1991 года. Поставки заказчикам были начаты в декабре того же года. С максимальным запасом топлива Hawker 1000 имел дальность полета 6204 км. Выпуск Hawker 1000 был прекращен в 1997 году, всего продано 57 самолетов. На смену ему пришел Hawker Horizon, выведенный на рынок под обозначением Hawker 4000 и свидетельствовавший об отходе «Raytheon» от философии 125-го семейства. Впрочем, компания сохраняет традиции DH.125 в машинах моделей 750,850ХР и 900ХР, фюзеляжи для которых продолжает выпускать предприятие «ВАЕ System» в Броутоне (Великобритания).