Самолеты Nardi F.N.305, F.N.310


Основанная в Милане братьями Эусте, Элио и Луиджи Нарди компания «Fratelli Nardi» построила свой первый самолет в 1934-1935 годах. Прототип F.N.305 выполнил первый полет 19 февраля 1935 года. Это был низкоплан смешанной конструкции с консольным крылом и убираемыми в направлении фюзеляжа основными опорами шасси. Он предназначался для основной подготовки летчиков, мог использоваться как спортивный и туристский в одно- и двухместном вариантах. Двухместный прототип с закрытой кабиной оснащался звездообразным мотором Fiat A.70S мощностью 200 л. с. (149 кВт) и развивал макси-мальную скорость 340 км/ч. За первым последовали еще два прототипа также с моторами воздушного охлаждения Fiat: одноместный и двухместный; кабины обоих были открытыми. Далее построили два прототипа F.N.305D увеличенной дальности с мотором воздушного охлаждения Walter Bora мощностью 200 л. с. Первый, двухместный, выполнил в марте 1939 года беспосадочный перелет из Рима в Аддис-Абебу, Эфиопия, установив рекорд дальности в своем классе. Было пройдено 4463,80 км со средней скоростью 240 км/ч.

Вторая машина, F.N.305D II, была одноместной, ее купила Югославия для беспосадочного перелета через
Северную Атлантику. Прототип F.N.305A с мотором Alfa-Romeo 115 после испытаний запустили в серийное производство на заводе «Piaggio», поскольку мастерские «Nardi» с заказом справиться не могли.По заказу Министерства авиации Италии «Piaggio» выпустила 258 машин, почти все в двухместном варианте F.N.305A, они использовались в итальянских ВВС (Regia Aeronautica) как тренировочные и связные.В общее количество построенных входит также несколько одноместных F.N.305B с открытой кабиной и F.N.305C с закрытой кабиной. Эти самолеты выпускались в 1937-1943 годах, постройку восьми частично собранных ранее машин завершили в 1948 году. Серийные самолеты отличались от прототипа F.N.305A измененным фонарем кабины.В 1937-1940 годах F.N.305 принимали участие во многих соревнованиях и гонках самолетов своего класса, регулярно получали призы, что в немалой степени способствовало росту популярности фирмы «Nardi» и росту числа экспортных заказов. В 1938 году девять самолетов заказали Чили,

31 — Румыния, где позже открылось лицензионное производство. Компания IAR в Брашове построила 124 самолета F.N.305, которые стали основными учебными машинами в румынских ВВС. Самолеты местной постройки комплекто-
вались моторами IAR 6G-1, представлявшими собой лицензионный вариант мотора de Havilland Gipsy Six. Позже Румыния закупила еще 21 самолет F.N.305A из шестой производственной серии вместо планировавшихся к закупке транспортных SIAI S.83, от которых правительство Румынии отказалось. Крупнейший экспортный заказ на 300 самолетов поступил из Франции, но французские ВВС получили только 41 машину, так как в июне 1940 года Италия объявила Франции войну. Финальным экспортным заказом стала поставка 50 самолетов Венгрии.Спроектированный в 1936 году Луиджи и Эусти Нарди, самолет F.N.310 оснащался мотором воздушного охлаждения Fiat A.70S мощностью 200 л. с.; прототип с этим мотором достиг скорости 300 км/ч. Четырехместный туристский самолет с размещением людей бок о бок в два ряда был похож на F.N.305, но имел большие размеры. Размах крыла составлял 10,00 м, максимальная взлетная масса — 1150 кг. Фонарь кабины разделялся переплетом вдоль, сегменты фонаря откидывались вверх относительно продольной оси фонаря. На санитарном варианте самолета вместо двух задних кресел можно было установить носилки.

Первый полет на прототипе самолета Nardi F.N.315 выполнил 10 июля 1938 года Джованни Заппетта. Этот очередной вариант F.N.305 отличался от прародителя абсолютно новым хвостовым оперением, иной кабиной экипажа и оснащенным закрылками крылом с увеличенным углом поперечного V. На первом прототипе стоял мотор Alfa-Romeo
115-1 bis мощностью 205 л.с., на других прототипах установили моторы Argus As 10Е мощностью 200 л.с. и Hirth НМ.508 мощностью 230 л.с. По завершении испытаний фирма «Nardi» получила заказ на два F.N.315 с мотором Hirth для ВВС Швейцарии и 24 F.N.315 с мотором Alfa-Romeo для итальянских ВВС. В Regia Aeronautica самолеты использовались для основной подготовки летчиков.Стандартный F.N.315 с мотором Alfa-Romeo имел размах крыла 8,47 м и максимальную взлетную массу 1045 кг. Максимальная скорость составляла 315 км/ч, практический потолок — 6200 м, дальность полета — 740 км.


Пиком развития самолета F.N.305 стал прототип учебного истребителя Nardi F.N.316, выполнивший первый полет осенью 1941 года. Выбранный для самолета мотор Isotta-Fraschini Beta RC 10IZ мощностью 270 л. с. постоянно перегревал-
ся, из-за чего от массового производства самолетов отказались, построив всего 50 машин. Фактически, было построено 49 серийных самолетов: 30 одноместных F.N.316M и 19 двухместных F.N.316B. От прототипа серийные самолеты отличались лучшей аэродинамикой, измененными крылом и хвостовым оперением. Кабина одноместного F.N.316M была закрытой.
В летных школах ВВС Италии самолеты использовались с января 1942 года (F.N.316М) и с июня 1943 года (F.N.316В). После заключения Италией перемирия с союзниками по антигитлеровской коалиции, часть имевшихся самолетов использовали германские Люфтваффе на севере Италии.Максимальная скорость F.N.316М составляла 330 км/ч, практический потолок — 6500 м, дальность полета  740 м. Вооружение составляли два синхронных 7,7-м пулемета.