Самолет ВАЕ 146/AVRO RJ


Вначале было затянувшееся проектирование, прекращение разработки и малый объем продаж 146/RJ. Но, в конечном итоге, самолет можно назвать успешным. коммерческой авиации с ужесточением требований к шумности самолетов возрастает роль таких самолетов, как ВАе 146 и Avro RJ. Оснащенный четырьмя малошумными двигателями с низким расходом топлива, ВАе 146 способен эксплуатироваться практически на любых региональных аэродромах. После затянувшегося периода разработки, начатой фирмой «Hawker Siddeley», и национализации британской авиапромышленности, которая привела к резкому спаду разработок и производства, объемы продаж 146-го по всему миру стали расти, открыв дорогу для улучшенного Avro RJ.

За 20 лет, предшествовавших формированию окончательного облика HS.146, проект претерпел множество изменений. В качестве силовой установки выбрали четыре двигателя Lycoming (ныне AlliedSignal) ALF502. Это решение оказалось оправданным с экономической и с технической точек зрения. Машина с четырьмя двигателями ALF502 показала себя
лучше традиционных двухдвигательных региональных авиалайнеров. Что крайне важно, ALF502 обладает чрезвычайно низким уровнем шума. Самолет, в силу особенностей региональных аэродромов, спроектирован по схеме высокоплана, а крыло оборудовано развитой механизацией. При высоком расположении крыла стало возможным разместить двигатели на пилонах под крылом. В результате крыло получилось «аэродинамически чистым», а к двигателям поступает невозмущенный поток воздуха. Другой плюс высокопла-на  низкое расположение фюзеляжа, удобное для пассажиров. Самолет оборудован встроенными трапами. Опоры шасси убираются в фюзеляж, шасси разработано фирмой «Dowty Rotol». Колея шасси больше, чем у С-130; шасси обеспечивает отличную устойчивость аппарату даже на полевых аэродромах.


Фирма «Hawker Siddeley» старалась сделать 146-й максимально комфортабельным самолетом. Изначально предполагалось установить пять кресел в ряд и создать уровень комфорта для пассажиров не меньший, чем на Boeing 747. В макете 146-го даже установили кресла от Boeing 747. Ширина салона больше, чем у конкурентов Fokker F28 и 100, McDonnell Douglas DC-9 и MD-80. Высота салона также значительна. Предусмотрена возможность конвертации салона из пассажирского в грузовой.Совпадение мирового кризиса с национализацией британского авиапрома едва не поставило крест на программе 146-го еще до первого полета прототипа. Однако в августе 1973 года правительство Великобритании анонсировало инвестирование в программу 92 млн фунтов стерлингов. Было поставлено условие  в случае вхождения фирмы «Hawker Siddeley» в национализированную компанию «British Aerospace» (ВАе), ВАе продолжит работы по 146-му. Тем не менее в октябре 1974 года правительство аннулировало программу 146-го.Жесткая реакция трудящихся завода в Хэтфилде, где выполнялась большая часть работ по этому самолету, заставила власти пересмотреть свое решение. Работы продолжились, но их темп замедлился.

Фирма «British Aerospace» образовалась в 1977 году. В числе первых создали подразделение по маркетингу и оценке потенциального рынка сбыта 146-го. Работы по программе шли с задержкой почти на четыре года. Анализ рынка показал перспективность проекта, поэтому программу ВАе 146 перезапустили. Правительство одобрило данное решение 10 июля 1978 года. Задержки с реализацией программы с этого момента ушли в историю. В 1987 году решили увеличить ежегодный объем производства с 28 до 40 самолетов, для чего в Вудфорде организовали вторую сборочную линию. Первый собранный в Вудфорде самолет выполнил первый полет 16 мая 1988 года.

Прототип 146-100 впервые поднялся в небо 3 сентября 1981 года. Эксплуатация 146-100 в компании «Dan-Air» началась 27 мая 1983 года. Самолеты стали выполнять полеты в Инсбрук, куда раньше реактивные авиалайнеры не летали. По ходу серийного выпуска 146-100 от заказчиков поступили пожелания по увеличению вместимости этого самолета. 1 августа 1982 года в небо поднялся первый удлиненный 146-200, который вскоре стал стандартной серийной моделью. Затем появились вариант146-300 и радикально доработанные машины серии RJ.