Самолет Tiger Moth

Tiger Moth дал путевку в небо большинству летчиков британских ВВС и ВВС стран Британского содружества во времена Второй мировой войны. В пилотировании самолет не отличался простотой, однако это даже было плюсом, так как летчики, научившиеся летать на Tiger Moth, быстрее осваивали боевые самолеты.Первой в ноябре 1931 года Tiger Moth I получила 3-я летная школа в Грэнтхеме.В мае 1932 года к ней присоединилась Центральная летная школа, а на авиашоу в Хендоне в том же году пять самолетов Центральной школы демонстрировали перевернутый пилотаж. Tiger Moth I также получили ВВС Бразилии, Дании, Персии, Португалии и Швеции.


Развитием Tiger Moth I стал DH.82, получивший в ВВС Великобритании наименование Tiger Moth II. ВВС изначально заказали 50 самолетов, поставленных в Кен-ли с ноября 1934 года по январь 1935 года. DH.82 также поставлялись «Bristol Aeroplane Company», летной школе «de Havilland», «Brooklands Aviation Ltd», «Phillips and Powis School of Flying», «Reid and Sigrist Ltd», «Airwork Ltd», «Scottish Aviation Ltd» и летной школе Резерва ВВС Великобритании.После начала войны гражданские самолеты стали использовать британские ВВС как связные и учебные, была заказана большая партия новых DH.82.Прежде чем завод в Хэтфилде перешел на выпуск Mosquito, он успел построить еще 795 Tiger Moth. Затем производство передали на «Morris Motors Ltd» в Коули, где построили еще около 3500 самолетов. «De Havilland Aircraft of New Zealand» изготовила 345 самолетов, а австралийская «de Havilland Aircraft» выпустила еще 1085 машин. Наиболее значительным зарубежным производителем стала «de Havilland Aircraft of Canada»: до начала войны она успела поставить 227 DH.82A, а позже изготовила 1520 оптимизированных для холодного климата DH.82C.17 сентября 1939 года, всего через две недели после начала войны, звено «А» эскадрильи связи (позже эскадрилья SI) британских экспедиционных сил было переброшено во Францию. Эскадрилья принимала участие в эвакуации британских войск из Дюнкерка, потом уцелевшие самолеты перелетели в Англию.

В случае германского вторжения не исключалось «наступательное» применение Tiger Moth. Под фюзеляжем в районе задней кабины и под нижним крылом смонтировали держатели для 9-кг бомб. В боевых условиях такие «бомбардировщики» не использовались ни разу. В декабре 1939 года сформировали шесть прибрежных патрульных эскадрилий, на вооружение пяти из них поступили Tiger Moth. Для обнаружения субмарин самолеты оказались совершенно бесполезными, так как не могли нести вооружения, а звук работающих моторов DH.82 «пираты Деница» слышали даже на перископной глубине, что сводило к нулю шансы на обнаружение подводной лодки.На Дальнем Востоке несколько Tiger Moth доработали в санитарные, они использовались эскадрильями 224-й группы связи. Эти машины довольно успешно эксплуатировались до появления Stinson Sentinel.Наибольший вклад в войну Tiger Moth внес как учебный самолет. Такие машины состояли на вооружении не менее 28 школ первоначального обучения в Великобритании, 25 школ в Канаде,12 в Австралии, четырех в Родезии, семи в ЮАР и двух в Индии.