Самолет SOCATA TBM

12 июня 1987 года компании SOCATA и «Mooney Aircraft Corporation» объявили о совместной разработке шести-/восьмиместного делового самолета с ТВД. На заводе компании «Моопеу» в Колумбусе, штат Огайо, США, Рой Лопрести уже разработал проект самолета MX, впоследствии известного как М.ЗО Моопеу 301 и оснащенного двигателем Lycoming ТЮ-540-Х27. Прототип совершил первый полет в апреле 1983 года, но дальнейшие работы были заморожены из-за финансовых проблем, и предпочтение отдали совместной разработке с французской SOCATA.


Французское правительство согласилось оплатить треть расходов на разработку самолета. В июне 1988 года к проекту присоединилась финская фирма «Valmet». SOCATA играла в проекте ведущую роль, отвечая за сборку и сертификацию прототипа. На «Моопеу» была возложена разработка задней части фюзеляжа и крыла, на SOCATA  создание носовой части, а на «Valmet»  разработка хвостового оперения. Окончательная сборка должна была производиться на предприятии SOCATA в городе Тарб. Новый самолет получил обозначение ТВМ 700  сокращение от «Tarbes» и «Моопеу».Построили три самолета первой серии, один из которых взлетел 14 июля 1988 года. К этому времени финская «Valmet» вышла из программы, а компания «Моопеу» окончательно покинула проект в 1991 году.Внутреннюю компоновку ТВМ 700 несколько изменили теперь он мог перевозить от четырех до семи пассажиров при двух членах экипажа. Силовая установка состояла из надежного ТВД РТ6А, оснащенного металлическим винтом McCauley с постоянной скоростью вращения и четырьмя полностью флюгируемыми лопастями. Закрылки, выполненные из сотового материала Nomex, были разработаны компанией ATR.

Французский сертификат DGAC был получен в январе 1990 года, а американский FAA FAR Pt 23  в августе. Первый самолет был поставлен заказчику 21 декабря 1990 года. С тех пор судьба ТВМ 700 складывалась весьма успешно, и к 2010 году было построено свыше 530 самолетов этого семейства.Среди модификаций самолета были первый вариант ТВМ 700AJBM 700В с увеличенной дверью кабины, грузовой вариант ТВМ 700С с грузовым люком и отдельной посадочной дверью по левому борту, выпускавшийся в модификациях С1 и С2 (имела увеличенную взлетную массу).В 2000 году SOCATA вошла в состав концерна EADS, и ее продукция стала продаваться под маркой EADS Socata. В 2009 году большая доля в SOCATA была продана французской компании DAHER. Вы-пускТВМ 700 завершился в 2006 году, когДа на смену ему пришел вари-антТВМ 850, оснащенный ТВД PT6A-66D мощностью 850 э.л.с. (634 кВт).Самолеты ТВМ 700 используются французскими военными. В 2011 году Daher-SOCATA передала первую из 27 модернизированных машин, оснащенных комплектом авионики Garmin G1000 с цифровым автопилотом, новой метео-РЛС, системой предупреждения столкновений и системой регистрации параметров полета.