Самолет Shorts 330




Shorts 330 пришел на смену таким самолетам, как Metro, Twin Otter и Beech 99 и аналогичным им, применявшимся на местных транспортных линиях. Самолет 360 был его логическим развитием и продолжает оставаться в эксплуатации и сегодня. На авиасалоне в Фарнборо в 1974 году компания «Shorts» представила свой новый авиалайнер, наследника удачного Skyvan,  30-местный SD3-30, позднее переименованный в 330. Прототип совершил первый полет 22 августа, а восемь дней спустя был получен первый заказ от авиакомпании «Command Airways» из Нью-Йорка. Shorts 330 был, прежде всего, предназначен для использования на коротких региональных и местных маршрутах в США.


Два прототипа и первая серийная машина были задействованыв программе испытаний, а первый поставленный самолет (N51DD) передали «Command Airways» в июне 1976 года. Первой коммерческую эксплуатацию Shorts 330 начала канадская «Time Air», приступившая к регулярным полетам 24 августа 1976 года.Помимо базового пассажирского варианта использовались еще три другие версии Shorts 330 (одной из которых был военный С-23, описанный на врезке). Грузовой вариант 330С получался в результате демонтажа оснащения пассажирской кабины и установки роликового пола. Таким образомпассажирская машина превращалась в воздушный грузовик, загрузка которого осуществлялась через большую переднюю дверь в просторный грузовой отсек объемом 34,83 м3 с возможностью размещения дополнительной нагрузки в носовом и хвостовом отсеках.

Вариант Shorts 330 Combi обеспечивал комфортный перелет18 пассажирам в задней кабине, в то время как в передней кабине могло размещаться до 1000 кг груза. В случае необходимости самолет можно было быстро переделать в полностью грузовой вариант.Shorts 330 стал первым самолетом для местных авиалиний, специально предназначенным для полетов на небольшие расстояния. Он сохранил простоту и эксплуатационные характеристики своих предшественников, но в то же время предлагал пассажирам удобства, более характерные для более крупных и сложных турбовинтовых и реактивных лайнеров. Самолет отличала увеличенная высота кабины, комфортные сиденья, наличие туалета и кухни, увеличенный объем багажного отделения и низкий уровень шума.

«Command Airways» долгое время эксплуатировала 330-е. Получив первый самолет в июне 1976 года, она использовала их до 1991 года. Последний из 97 Shorts 330 был построен в 1989 году, но в дальнейшем выпустили еще 31 военный С-23 и Sherpa. В качестве грузового самолет пользовался большой популярностью в США, где перевозчики использовали его для доставки мелких грузов. Также в качестве грузового он эксплуатировался британскими компаниями «Таїаіг» и «National Airways». Сегодня самолет исчез из парка крупных авиакомпаний, и лишь небольшие перевозчики, включая американскую «Air Cargo Carriers», продолжают его использовать. В 2012 году в эксплуатации оставалось около 30 Shorts 330.Первоначально работы над усовершенствованным Shorts 330 были направлены на увеличение максимальной массы до 11113 кг, что достигалось установкой ТВД Pratt & Whitney MA-65R мощностью 1327 э.л.с. (989 кВт). Новый самолет вначале получил внутрифирменное обозначение Shorts 336 (от номера проекта SD-3/36).


Повышения крейсерской скорости добились уменьшением сопротивления хвостовой части фюзеляжа, отказавшись от двухкилевого оперения Shorts 330. Был установлен обычный киль с рулем направления и низкорасположенный стабилизатор. Другие изменения включали 90-см вставку в фюзеляж перед крылом и изменение обводов хвостовой части, что позволило добавить дополнительные пассажирские места. Новая хвостовая часть не только снизила сопротивление, но и позволила увеличить объем заднего багажного отсека до 4,80 м3, так что «Shorts» могла смело заявить, что новый самолет предоставляет пассажиру больше места для багажа, чем любая другая машина подобного класса.

10 июля 1980 года «Shorts» анонсировала новый самолет, получивший обозначение Shorts 360. Самолет был рассчитан на перевозку 36 пассажиров, располагавшихся в 12 рядах (по три кресла в каждом), экипаж состоял из двух человек.Первый заказ на четыре Shorts 360 поступил 2 сентября 1980 года от «Suburban Airlines» из Ридинга, Пенсильвания, уже эксплуатировавшей Shorts 330. Первый Shorts 360 поднялся в воздух 1 июня 1981 года, на шесть месяцев раньше запланированного срока. Три дня спустя на Парижском авиасалоне состоялся публичный дебют лайнера.«Suburban Airlines» получила новый самолет (N360SA) уже 11 ноября и 1 декабря начала его коммерческую эксплуатацию на 1127-км линии, связывающей восемь городов. В тот же день был поставлен первый из 30 Shorts 360, заказанных чикагской «Simmons Airlines», а 20 декабря был поставлен первый самолет для британского заказчика  компании «Genair».В эксплуатации Shorts 360 быстро завоевал репутацию надежнойи простой в обслуживании машины, позволявшей использовать ее в полной мере,  некоторые самолеты в США совершали по 7000 полетов в год.

В 1985 году «Shorts» ввела усовершенствованный вариант самолета, Shorts 360 Advanced (360 ADV), с более мощными и экономичными 1424-силь-ными (1061 кВт) двигателями PT6A-65AR, сделав его стандартной моделью начиная с 80-го планера. В 1987 году в производство был запущен последний вариант Shorts 360-300 с шестилопастными винтами Hartzell и доработанными гондолами двигателей с выхлопами малого сопротивления. Эти нововведения позволили повысить крейсерскую скорость и улучшить взлетные характеристики в условиях высокой температуры и большой высоты аэродрома.Shorts 360-300F был специальным грузовым вариантом, способным перевозить до 4536 кг полезной нагрузки. Первым его покупателем стала авиакомпания «Rheinland Air Service» из Дюссельдорфа. Последний из 165 Shorts 360 был построен в 1991 году, ныне компания «Shorts» является отделением канадской «Bombardier».