Самолет Scaled Composites Model 316 Space-ShipOne

Самолет Scaled Composites Model 316 Space-ShipOne (N328KF) представлял собой трехместный экспериментальный ракетоплан, предназначенный для старта с самолета-носителя и полета на высоте до 100 км. Уникальная конструкция аппарата позволяет ему на большой высоте осуществлять полет как типичная ракета, а после входа в плотные слои атмосферы он осуществляет полет уже каксамолет с использованием аэродинамических поверхностей (крыло с пневматическим приводом может менять свое положение, поворачиваться, обеспечивая наилучшие условия для полета).

На высоту старта ракетоплан SpaceShipOne поднимался при помощи само-лета-носителя Scaled Composites Model 318 White Knight (N318SL). Носитель представлял собой самолет, построенный по двухбалочной схеме с расположением кабины экипажа в центральной гондоле и оснащенный двумя ТРД General Electric J85-GE-5. Масса полезной нагрузки составляла до 3175 кг, ракетоплан подвешивался под центральной гондолой. Крыло самолета  «перевернутая чайка», большого относительного удлинения. Размах крыла достигал 24,99 м, высота полета  более 16100 м.Самолет, получивший название White Knight, использовался также в качестве носителя при испытании других ракетно-космических систем, их элементов и их оборудования (включая кабины пилотов, авионику, системы жизнеобеспечения, бортовые электросистемы и пр.). Компоновка кабины самолета-носителя была идентична кабине ракетоплана SpaceShipOne.Первый полет White Knight совершил 1 августа 2002 года, а 20 мая 2003 года был выполнен первый полет самолета вместе с ракетопланом. Бросковые испытания SpaceShipOne были начаты в августе того же года (ракетоплан сбрасывался с самолета-носи-теля и планировал на аэродром), а 17 декабря 2003 года был выполнен первый полет с включением силовой установки ракетоплана.

21 июня 2004 года SpaceShipOne достиг в самостоятельном полете высоты 100124 м, став, таким образом, первым частным космическим, а точнее  суборбитальным аппаратом. Следующие два полета прошли 29 сентября и 4 октября 2004 года. В конечном итоге SpaceShipOne выиграл приз Ansari X Prize в 10 млн долларов. После выполнения 17-го полета (все полеты выполнялись с аэродрома Мохаве, штат Калифорния) Берт Рутан принял решение отправить самолет-ракетоплан на покой. В 2005 году он был представлен в качестве постоянного экспоната Музея авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия. Позже носитель White Knight использовался в качестве платформы для высотных исследовательских полетов. С июня 2005 года по апрель 2006 года он использовался для броско-вых испытаний ракетоплана Boeing Х-37, а чуть позже в том же году выполнил семь полетов для изучения свойств ламинарного потока (для этого самолет оснастили крылом Adaptive Compliant Wing компании «FlexSys Inc.»