Самолет Savoia-Marchetti S.M.79 Sparviero

В конце 1934 года «Savoia-Marchetti» подняла в воздух прототип трехмоторного восьмиместного транспортного самолета, получившего обозначение S.M.79 Sparviero (ястреб).Летные характеристики машины оказались настолько высокими, что ее быстро переделали в бомбардировщик/разведчик, ставший одним из самых удачных итальянских боевых самолетов периода Второй мировой войны.Sparviero был выполнен по схеме низкоплана с убирающимся шасси с хвостовым колесом и имел смешанную конструкцию. Его экипаж состоял из четырех или пяти человек. Прототип (I-MAGO) был оснащен тремя 780-сильными (582 кВт) радиальными ПД Alfa Romeo 126 RC.34.

Еще до войны S.M.79 совершил ряд выдающихся полетов, одержав победы в многочисленных воздушных гонках и установив ряд мировых рекордов скорости и грузоподъемности в своем классе. После испытаний самолет был запущен в серию под обозначением S.M.79-I Sparviero. Этот вариант состоял на вооружении четырех авиагрупп итальянского авиационного легиона во время гражданской войны в Испании, а продемонстрированные им результаты привели к заказу Югославией 45 машин в 1938 году.Годом ранее начались испытания S.M.79 в варианте бомбардировщика-тор-педоносца, по результатам которых была создана модификация S.M.79-II. Основная часть самолетов этого варианта оснащалась радиальными ПД Piaggio P.XI RC.40.

Когда в июне 1940 года Италия вступила во Вторую мировую войну, около 575 самолетов S.M.79-I и S.M.79-II состояли на вооружении 14 авиаполков ВВС. Самолеты этих и последующих модификаций были развернуты на всех ТВД, где воевали итальянцы, включая материковую Италию, Ливию, Сицилию и Сардинию. Также они несли службу в Албании, Югославии, Греции, Франции, Тунисе и на Крите. S.M.79 стал основным ударным морским самолетом итальянских ВВС. Они нанесли большой урон судоходству союзников в Средиземном море. Такжеэти машины использовались для непосредственной поддержки войск, разведки и транспортировки грузов.Когда Италия капитулировала, небольшое число S.M.79-I и S.M.79-II вошло в состав так называемых ВВС Юга (Aeronautica Cobelligerante del Sud), воевавших на стороне союзников. Появившийся в 1943 году усовершенствованный вариант S.M.79-III состоял на службе ВВС Национальной Республики (Aeronautica Nazionale Repubblicana), воевавших на стороне немцев.Итальянские ВВС продолжали использовать эти самолеты в качестве транспортных и после завершения войны, вплоть до начала 1950-х годов.«Savoia-Marchetti» также получила зарубежные заказы и двухдвигательные S.M.79B были поставлены Бразилии (3), Ираку (4) и Румынии (24). Последняя страна также приобрела 24 S.M.79JR, а еще 16 построила по лицензии.