Самолет Saab 91 Safir

После работы над проектом моноплана Вйскег Вй 181 Bestmann шведский инженер Андерс Андерссон применил ряд наработок в следующем своем проекте Saab-91 Safir. Трехместный туристический и учебно-тренировочный самолет конструктивно представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с убирающимся трехопорным шасси и оснащенный рядным двигателем de Havilland Gipsy Major 1С мощностью 130 л.с.После успешного полета прототипа Safir, состоявшегося 20 ноября 1945 года, прошли столь же успешные испытания, после чего в производство пошел первый серийный вариант, получивший обозначение Saab-91 А. От прототипа он отличался в основном более мощным двигателем de Havilland Gipsy Major 10 мощностью 145 л.с.ВВС Швеции проявили интерес к самолету, который планировалось использовать в качестве учебного самолета начальной летной подготовки.


Под требования ВВС Швеции был построен прототип, оснащенный шестицилиндровым Avco Lycoming 0-435-А мощностью 190 л. с и совершивший первый полет 18 января 1949 года. Самолет был принят на вооружение шведских ВВС под обозначением Sk 50 (от «Skolplan»  «учебный самолет») и мог также нести пулеметы, практические бомбы или НАР.Safir строился компанией «Saab» вплоть до 1950 года, всего было выпущено 48 серийных самолетов и один прототип. Гражданский аналог Sk 50 выпускался под обозначением Saab-91 В.

По субподряду голландская «De Schelde» собрала 106 самолетов, включая 76 для Швеции (Sk 50В, поставлены в 1952-1953 годы).Двигатель 0-435-А также установили на модификацию Saab-91 В-2, которая оснащалась воздушным винтом постоянного числа оборотов, и на вариант Saab-91 С. Последний был впервые поднят в воздух в сентябре 1953 года и предназначался для перевозки четырех человек, а его топливные баки были смещены в крыло. ВВС Швеции получили 14 Saab-91 С, которые были обозначены Sk 50С.Последней серийной моделью стал Saab-91 D, сохранивший четырехместную компоновку Saab-91 С, но имевший ряд усовершенствований, включая установку нового, менее тяжелого и чуть более мощного четырехцилиндрового двигателя 0-360-А1А мощностью 180 л. с., а также дисковых тормозов и иного усовершенствованного оборудования, что позволило снизить массу машины.

Самолеты Safir использовались в качестве учебных ВВС Австрии (24 самолета Saab-91 D), Эфиопии, Финляндии (35 Saab-91 D), Норвегии (25 Saab-91 В-2) и Туниса. Среди гражданских эксплуатантов самолетов данного типа можно отметить государственную летную школу Дании (Rijks-luchtvaartschool), а также компании «Air France» и «Lufthansa». Что касается прототипа Safir, то после того, как на нем установили стреловидное крыло, он использовался в качестве летной лаборатории в рамках программ Saab 29Tunnan (Saab 201) и Saab 32 Lansen (Saab 202).В 1956 году выпуском самолетов занялась собственно компания «Saab», в основном выпускались модификации Saab-91 D. Кроме постройки самолетов Saab-91 В голландская компания «De Schelde» также собрала 11 четырехместных Saab-91 С. Серийный выпуск самолетов прекратился в 1966 году, то есть через 20 лет после его начала. Всего было построено 323 самолета, которые поставлялись заказчикам примерно в 20 странах.