Самолет Saab 90 Scandia

Saab-90 Scandia представлял собой одну из попыток создания замены для Douglas DC-3, которые предпринимались многими странами мира после окончания Второй мировой войны.Конструкция самолета в целом напоминала DC-3, но отличалась полноценным убирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой. Силовая установка включала два установленных в крыле звездообразных двигателя Pratt & Whitney Twin Wasp мощностью 1450 л. с. Самолет вмещал экипаж из 4 или 5 человек и 24-36 пассажиров в зависимости от компоновки салона.


Прототип Scandia (SE-BCA) поднялся в воздух 16 ноября 1946 года, и с августа по ноябрь 1948 года он совершил рекламное турне, побывав в 11 странах Западной Европы. В августе  сентябре 1949 года самолет совершил демонстрационные полеты в Северо-Во-сточную Африку и США.Агрессивная маркетинговая политика оправдала себя  компании удалось продать 10 самолетов Saab-90A, заказчиком которых выступила шведская «АВ Aerotransport» (ABA). Однако вскоре она была поглощена «Scandinavian Airlines System» (SAS), заказ был уменьшен до шести машин. Scandia начал летать на внутренних маршрутах SAS в ноябре 1950 годав следующей компоновке: два пилота, два стюарда и 24-32 пассажира. Оставшиеся от первоначального заказа четыре машины были проданы бразильской «Aerovias do Brasil» (позже VASP).

Обе авиакомпании были довольны своим приобретением, результатом чего стал дополнительный заказ двух самолетов со стороны SAS и пяти машин  от VASP. Из-за загруженности «Saab» производством истребителей J 29 было решено сборку шести авиалайнеров передать голландской«Fokker». Самолеты выпускались в 1954-1955 годах, после чего выпуск был свернут. К 1957 году все восемь Scandia, летавших в авиакомпании SAS, были проданы VASP, где уже эксплуатировались девять машин данного типа. Бразильская компания эксплуатировала данные авиалайнеры на внутренних маршрутах, окончательно из эксплуатации они были выведены в 1966 году.Планировалась разработка варианта Saab-90B с герметизированной кабиной, но до постройки дело не дошло.