Самолет Saab 340

Выпускавшийся вначале в кооперации с «Fairchild» (США), Saab 340 со временем стал исключительно шведским проектом, получил множество заказов и проложил дорогу более совершенному Saab 2000.Первоначально Saab 340 был известен как Saab-Fairchild 340А. Компания «Saab» изначально приступила к проектированию двухмоторного турбовинтового высокоплана гражданского и военного назначения Saab 1084. Однако растущие расходы по проекту вынудили шведов приступить к поиску зарубежного, желательно американского, партнера.



В июне 1979 года было достигнуто предварительное соглашение с компанией «Fairchild Republic», после чего объединенная группа  примерно по 50 специалистов от каждой компании  приступила к проектным работам на предприятии «Fairchild» в Лонг-Айленде. Saab 1084 представлял собой низ-коплан, рассчитанный на перевозку 35-37 пассажиров, в конструк-
ции которого должны были найти применение самые современные технологии и материалы, а также двигатели и авионика, обеспечивавшие минимально возможные эксплуатационные расходы.В частности, в конструкции самолета широкое применение нашли композиционные материалы, а количество клепаных металлических элементов конструкции свели к минимуму. Все это позволило снизить массу машины и повыситьантикоррозионную стойкость. «Fairchild» выбрала для самолета профиль крыла с очень малым аэродинамическим сопротивлением, а в составе силовой установки применили двигатели General Electric СТ7 мощностью 1700 л. с. и четырехлопастные воздушные винты марки Dowty с композитными лопастями. Авиалайнер получил цифровую авионику, сравнимую с той, что ставилась на более крупные самолеты Boeing 757 и 767.

Компания «Fairchild» осуществляла проектирование и выпусккрыла, мотогондол и хвостового оперения, a «Saab»  проектирование и выпуск фюзеляжа, конечную сборку, установку всех бортовых систем и авионики, а также летные испытания и сертификацию авиалайнера. Самолет официально получался шведским, первичная его сертификация выполнялась Шведской администрацией гражданской авиации.Saab-Fairchild 340 был анонсирован 25 января 1980 года, в тот же день обе компании-участницы подписали окончательное соглашение о разработке и производстве нового лайнера. В рамках проекта компания «Saab» построила новое предприятие общей площадью 24990 м2, получив от шведского правительства кредит на 350 млн шведских крон,  возврат полученных средств предусматривался в качестве отчислений за каждый проданный самолет Saab 340А.Первый из пяти прототипов и предсерийных самолетов (SE-ISF) был облетан 25 января 1983 года, а 30 мая 1984 года самолет получил шведский сертификат типа.

14 июня 1984 года лайнер поступил в эксплуатацию швейцарской «Crossair» (заказ она разместила в ноябре 1980 года), а в октябре 1984 года  вышел на линии компании «Comair» из Цинциннати.1 ноября 1985 года «Saab» получила полный контроль над программой, а в 1987 году, начиная со 110-й машины, приступила к выпуску крыла и хвостового оперения.После постройки 159 Saab 340А (включая три прототипа) в серию пошел вариант Saab 340В, оснащенный более мощными двигателями СТ7-9В и стабилизатором увеличенного размаха. Прототип Saab 340В был облетан в апреле 1989 года, а поставки были начаты в сентябре. В конце 1988 года в серию пошел удлиненный вариант Saab 2000, имевший вместимость 50-58 мест и оснащенный ТВД Allison АЕ2100А мощностью 4152 л. с.

Следующей модификацией стал Saab 340В Plus, на котором внедрили ряд новинок, разработанных для Saab 2000 (включая новый салон, систему активного шумоподавления, а также возможность применения удлиненных законцо-вок крыла).Первый лайнер поставили в апреле 1994 года «AMR Eagle/Wings West». Saab 340B Plus был также доступен в варианте для эксплуатации с гравийных ВПП, с усиленной конструкцией и специальным покрытием нижних поверхностей самолета. Как и все другие варианты, Saab 340В Plus мог перевозить 35 или 37 пассажиров в стандартной конфигурации, кресла располагались в 11 рядов по три в ряд (два  справа, одно слева), плюс к тому два ориентированных в хвостовую часть одиночных кресла располагались в конце салона справа.В грузопассажирском варианте самолет мог брать 19 человек.

В 1990-е годы крупнейшими операторами этих лайнеров являлись американские авиаперевозчики, преимущественно входившие в группы «American Eagle» и «Northwest Airlink» (в их парке было более 250 лайнеров). Швейцарская «Crossair» располагала 14 самолетами, но зато она была крупнейшим эксплуатантом Saab 2000 - 32 лайнера.В связи с падением продаж в 1998 году выпуск самолетов был прекращен, на тот момент было поставлено более 450 Saab 340, включая 290 Saab 340В или Saab 340В Plus.По состоянию на 2012 год, самолеты эксплуатировались в почти 60 авиакомпаниях. Один из крупнейших операторов  «Colgan Air» из Мемфиса.