Самолет Piper PA-31 Navaio

Семейство очень удачных самолетов РА-31 Navajo снискало высокую репутацию благодаря своей универсальности, надежности и экономичности. И сегодня многие сотни РА-31 продолжают оставаться в эксплуатации по всему миру.В 1964 году «Piper Aircraft Corporation» начала разработку нового двухмоторного делового самолета. Основатель компании Уильям Т. Пайпер пожелал, чтобы поперечное сечение кабины оставалось неизменным по всей ее длине. Такое решение позволяло устранить недостаточную высоту в зоне задних сидений, характерную для аналогичных машин того времени. На момент создания эта машина была самым большим самолетом, когда-либо разработанным «Piper», и с ее помощью фирма надеялась составить конкуренцию таким компаниям, как «Beech» и «Cessna».


Самолету было присвоено обозначение РА-31 и имя «1пса». Прототип, N3100E, совершил первый полет 30 сентября 1964 года. Этот цельнометаллический низкоплан был оснащен двумя двигателями Lycoming ТЮ-540 мощностью по 310 л. с. (230 кВт) и имел кабину, рассчитанную на семь/восемь пассажиров с двумя большими прямоугольными окнами по каждому борту. В ходе разработки кабина получила еще два окна по каждому борту. Два предсерийных самолета поднялись в воздух в Лок Хевене в 1966 году.В 1967 году перед публичным представлением самолета «Piper» переименовала РА-31 в «Navajo». Он предлагался в двух вариантах  РА-31-300 Navajo с обычными ПД Lycoming Ю-540М мощностью по 300 л. с. (225 кВт) и РА-31-310 Turbo Navajo с ПД с турбонагнетателями ТЮ-540-А1А мощностью по 310 л. с. (230 кВт). Оба варианта оснащались двух-или трехлопастными винтами и имели семиместную (модели Standard или Executive) или восьмиместную (модель Commuter) компоновку сидений.

Входная дверь по левому борту позади кабины состояла из двух частей, в нижнюю из которых был встроен посадочный трап.РА-31-300 развивал максимальную скорость 360 км/ч, крейсерская скорость на 75% мощности составляла 340 км/ч, а дальность полета с навигационным резервом 1790 км. Navajo с 300-сильными двигателями не пользовался популярностью  построили всего 14 самолетов  и в 1969 году от этого варианта отказались в пользу РА-31-310.Планер базовой машины оказался легко адаптируемым к различным задачам и конфигурациям.Первым среди многочисленных вариантов стал РА-31Р Pressurised Navajo, работы над которым начались в 1966 году. Этот самолет имел семиместную кабину, наддуваемую до 40 кПа, и оснащался парой 425-сильных (315 кВт) двигателей Lycoming TIGO-541-E1A6, снабженных турбонаддувом и редукторами. Pressurised Navajo был самым скоростным среди стандартных вариантов  он развивал максимальную скорость 450 км/ч, а масса полезной нагрузки возросла на 90 кг. Прототип, N9200Y, совершил первый полет в марте 1968 года, а поставки машины заказчикам начались в январе 1970 года. Производство самолета, претерпевшего лишь незначительные доработки оборудования, продолжалось до 26 августа 1977 года; к этому времени было поставлено 259 Pressurised Navajo.

Между тем в начале 1970 года «Piper» переделала два стандартных Navajo в прототипы РА-31-310В Navajo В. Этот вариант оснащался 310-сильными (230 кВт) ПД Lycoming ТЮ-540-A/S с турбонаддувом. Основные отличия заключались в установке новой системы кондиционирования, более современного бортового оборудования и введении таких опций, как отдельная дверь для пилота по левому борту в передней части кабины, установка грузового люка и организация дополнительных багажных отсеков в задней части удлиненных гондол двигателей. Поставки Navajo В начались в конце 1970 года и продолжались до 1974 года.В 1971 году «Piper» приступила к разработке варианта РА-31-350 Navajo И, которому предстояло конкурировать на рынке местных авиаперевозок с Cessna 402. Были построены три прототипа с удлиненным на 60 см фюзеляжем, дополнительным окном по каждому борту, большой грузовой дверью и усиленным полом кабины для использования самолета в чисто грузовом варианте. Кроме того, были установлены 350-сильные (260 кВт) ПД Lycoming L/TI0-540-J2BD с винтами противоположного вращения, позволявшими компенсировать крутящий момент. В удлиненном фюзеляже Navajo II могло разместиться или 10 пассажиров (модель Commuter), или семь, но с повышенным комфортом (модель Executive).

Программа Navajo II потерпела задержку в июне 1972 года, когда второй прототип и первая серийная машина были разрушены в Лок Хевен во время сильного наводнения вышедшей из берегов рекой Саскуэханна. Поэтому новый вариант, получивший обозначение Navajo Chieftain, был публично представлен лишь 11 сентября 1972    года. Первые поставки на растущий рынок начались в первые месяцы  1973    года, а уже в июне «Piper» развернула производство Navajo Chieftain не только в Лок Хевен, но и на новом, специально построенном заводе в Лейкленде, Флорида. В 1974 году весь выпуск Navajo был перенесен на это предприятие. С 1980 года самолет стал продаваться как Piper Chieftain.Его выпуск завершился в октябре 1984 года, после постройки 1825 самолетов.«Стандартный» Navajo получил ряд доработок в 1974 году, превратившись в Navajo С с 310-сильными (230 кВт) двигателями Lycoming ТЮ-540-А2С и Navajo C/R, оснащенный 325-сильными (240 кВт) ПД Lycoming L/T10-540-F2BD с винтами противоположного вращения. Navajo С и Navajo C/R предлагались с пятью заводскими вариантами установленного оборудования. В общей сложности было поставлено 1824 «короткофюзеляжных» Navajo.Выпуск всех вариантов Navajo и Chieftain закончился в октябре 1984 года, когда построили в общей сложности 3924 самолета. Помимо использования в качестве деловых, эти самолеты работали на местных регулярных и чартерных авиалиниях, в качестве воздушных такси и легких транспортных самолетов.