Самолет Piper Cub


Популярность самолетов семейства Piper столь велика, что их имя стало нарицательным для машин этого класса. Выпускавшийся свыше 50 лет, Cub прекрасно подходил как для обучения, так и для военного применения.
амолет Cub был разработан Кларенсом Гилбертом Тейлором, организовавшим небольшую фирму «Taylor Brothers Aircraft Corporation», базирующуюся в Рочестере, Нью-Йорк. Вместе со своим братом, Гордоном Тейлором, он разработал и построил маленький двухместный самолет с рядным расположением экипажа, названный Chummy. Эта машина была выполнена по схеме парасоль и оснащалась двигателем Siemens-Halske, но братьям Тейлор не удалось добиться с ней коммерческого успеха.

Когда Гордон Тейлор умер, его брат переехал в Бредфорд, Пенсильвания, где организовал новое предприятие при финансовой поддержке местного бизнесмена Уильяма Т. Пайпера. К несчастью, шел 1929 год, когда Великая депрессия практически свела на нет рынок легких самолетов. Тем не менее Кларенс Тейлор, поддерживаемый Пайпером, создал новый проект двухместной машины, отличающейся максимально низкой ценой. Меньший по размерам, чем Chummy, Taylor Cub имел фюзеляж в виде фермы из стальных труб с полотняной обшивкой и крыло большого удлинения из дерева и алюминия, также обшитое полотном. Высокорасположенное крыло-парасоль поддерживалось подкосами, а простой ветровой козырек крепился к передним стойкам, крепившим крыло к фюзеляжу. Шасси крепилось к нижним лонжеронам фюзеляжа под кабиной, а сзади был установлен обычный костыль. В кабине Cub тандемно размещались два человека, которые могли попасть в нее через большой вырез по правому борту, закрывавшийся клиновидной дверью, шарнирно крепившейся в нижнем углу. Прототип был оснащен двухцилиндровым двигателем Brownbach Kitten, который быстро заменили на более подходящий радиальный двигатель Salmson 9AD мощностью 40 л. с. (30 кВт) французского производства.

Первый полет

Прототип Taylor Cub совершил первый полет 10 сентября 1930 года. Самолет хорошо проявил себя, но к тому времени прекратился выпуск двигателя Salmson, и на серийный Taylor Е-2, как стала называться машина, установили 37-сильный (28 кВт) ПД Continental А-40. Сертификат типа АТС-455 был получен в ноябре 1931 года, но к тому времени «Taylor Brothers Aircraft» объявила себя банкротом, не выпустив ни одного Cub для продажи. И снова Пайпер пошел на риск, вложив капитал и реорганизовав фирму под именем «Taylor Aircraft Company». Четыре года спустя Пайпер выкупил долю Тейлора и последний ушел в отставку, но прежде он внес в конструкцию Cub ряд значительных изменений. Продажи Е-2 шли достаточно хорошо, и он предлагался в вариантах с различными силовыми установками. На F-2 был установлен 40-сильный (30 кВт) трехцилиндровый ПД Aeromarine AR-3-40, экспериментальный G-2 был оснащен двигателем разработки Тейлора, а на Н-2 использовался 40-сильный (30 кВт) двигатель Szekely. Но основные доработки коснулись кабины, получившей прозрачные боковые панели и небольшой щиток из плексигласа, закрывший промежуток между задним шпангоутом и задней кромкой крыла. С учетом откидной двери по правому борту для обеспечения удобного доступа в кабину Тейлор также сделал откидывающимися вверх боковые панели остекления.

После ухода Тейлора президентом компании стал Пайпер, а Cub снискал хорошую репутацию в качестве недорогого и экономичного самолета для летных школ. В 1936 году появился усовершенствованный вариант J-2. Заднюю часть фюзеляжа подняли до задней кромки крыла, а закон-цовки крыла и оперения сделали округлой формы, что позволило повысить летные характеристики новой машины. В 1936 году было продано не менее 550 самолетов этой модели, что являлось рекордным показателем для маленькой компании. Но в том же году случилось несчастье  завод в Бредфорде сгорел, и стала необходимой еще одна реорганизация фирмы. Билл Пайпер перенес все производство в Лок Хэвен  небольшой городок возле Уильямспорта в Пенсильвании, а фирма стала называться «Piper Aircraft Company». Она оставалась в Лок Хэвен до переезда во Флориду в конце 1983 года.

К 1937 году фирма «Piper» и ее предшественница выпустили 351 единицу Е-2 во всех вариантах и 550 единиц J-2. В том же году Вальтер Жамоно спроектировал самолет J-3  самый знаменитый из всего семейства Cub. Машина очень походила на J-2, но строилась из труб SAE Х-4130 увеличенного сечения, что допускало использование более мощной силовой установки, чем 40-сильный (30 кВт) двигатель, под который был разработан оригинальный вариант. Из-за повышения мощности увеличили площадь вертикального оперения и установили хвостовое колесо. Тем не менее новый Cub первоначально продавался с двигателем Continental А-40-4 и предлагался в вариантах Cub Trainer (1270 долларов), Cub Seaplane ( 1895 долларов) и Cub Sport (1395 долларов). Первые поставки начались в 1937 году, после получения 31 октября сертификата типа, и концу 1938 года завод «Piper» покинули 672 J-3.

Обозначения Cub

Самолетам Cub присваивались обозначения, включавшие идентификаторы мощности силовой установки и ее производителя. Например, вариант J-3C-65 оснащался двигателем Continental мощностью 65 л. с. (48 кВт). Использовались и другие двигатели компании «Continental», что привело к появлению обозначений J-3C-40, J-3C-50 и.т.д. В случае варианта с поплавковым шасси к обозначению в конце добавлялась буква «S» (например, J-3C-65S). Другими двигателями, часто устанавливавшимися на планер J-3, были 50-сильный (37 кВт) Franklin (J-3F-50) и Lycoming 0-145 (J-3L-50). Успех Cub с тандемным расположением экипажа побудил «Piper» позднее создать еще два варианта базовой конструкции. J-4 Cub Coupe являлся дальнейшим развитием J-3 с расположением экипажа бок о бок, сохранив прежнее крыло и оперение, но получив более широкий фюзеляж и двигатель Continental А-50 мощностью 50 л. с. (37 кВт). Интересно, что «Piper» начала выпуск J-4 (и J-4A с 65-сильным/48 кВт двигателем), чтобы составить конкуренцию самолету Taylorcraft В, разработанному Тейлором! Coupe получил сертификат 26 октября 1938 года, и его выпуск продолжался до начала Второй мировой войны, когда «Piper» переключилась на военную продукцию. Следующий вариант ожидала долгая жизнь. Он получил обозначение J-5 Cruiser и был сертифицирован как трехместная машина, у которой спереди сидел пилот, а за ним на сиденье располагались два пассажира. Сохранив базовую конструкцию J-3, он получил фюзеляж, расширенный в районе кабины, и 75-сильный (60 кВт) двигатель Continental А-75-8. Представленный в начале
1940 года, самолет продавался за 1798 долларов.

В предвоенные годы Cub получил широкую известность, и фирма «Piper» никогда не упускала случая подчеркнуть достоинства своего продукта. В январе 1939 года был совершен массовый перелет Cub вокруг штата Флорида, в котором участвовало не менее 185 самолетов. В мае 1938 года, использовав сложное оборудование для дозаправки в воздухе, Кеннет Кресс и Глен Инглерт совершили на Cub с двигателем Lenape Papoose перелет из Нью-Йорка в Майями и обратно, преодолев 3846 км. Рекорд продолжительности полета для легкомоторного самолета был установлен на J-3, пилотируемым Томом Смитом, в ноябре 1938 года, когда машина кружила в воздухе над Ланкастером в Калифорнии на протяжении 218 часов 23 минут. Не удивительно, что «Piper» с гордостью сообщила, что треть самолетов, проданных на коммерческом рынке США в 1938 году, были Cub! В том же году на этих машинах прошли обучение не менее 20000 курсантов.